Яровой рапс (лат. Вrаssiса nарus) — однолетние травянистое растение, представитель семейства крестоцветных, являющийся гибридом сурепицы и капусты. Корень стержневой, разветвленный толщиной до 3 см, проникает в почву на глубину до 2 м. Основная часть разветвленных корней сосредоточена на глубине 20–45 см. От центрального стержня отходят боковые корни. Развитие корневых волосков слабое, что объясняет большую потребность в элементах питания и невысокую их усвояемость [1, 2].
Многие годы яровой рапс известен как ценная масличная и кормовая культура. За счет ценных свойств, которые принадлежат рапсовому маслу, этому растению последнее время уделяют огромное внимание. В составе семян озимого и ярового рапса содержание масла доходит до 50 рекордных процентов. Кроме того, в них содержится 30 % белка, 7 — клетчатки и 25 % безазотистых веществ. Яровой рапс активно выращивают, потому что он применяется для разных целей.
Рапсовое масло применяют во многих сферах, например в кулинарии, косметологии, медицине, металлургии, мыловарении, лакокрасочной, химической промышленности и др.
Высокомаржинальные культуры в условиях Липецкой области ранее практически не выращивались, а сейчас наблюдается ежегодное увеличение посевных площадей под данными культурами. Так, в 2022 г. площадь под рапсом составила 375 тыс. га, что на 326,7 тыс. га больше, чем в 2000 г. Следует отметить, что в области находится Липецкий научно-исследовательский институт рапса — филиал ФГБНУ ФНЦ «Всероссийский научно-исследовательский институт масличных культур им. В. С. Пустовойта». Ученые данного филиала занимаются производством высокопродуктивных сортов и гибридов, которые являются весьма устойчивыми к вредителям и болезням, а также адаптированными к различным почвенно-климатическим условиям зон Российской Федерации.
Элементами структуры урожайности рапса, определяющимися генотипом и меняющимися вследствие агротехнологии, являются: число растений на 1 м2, количество боковых побегов и стручков (семян в них) на одном растении, масса 1000 семян. Рапс обладает способностью к регенерации, что дает возможность ему компенсировать изреженность посевов ввиду низкой полевой всхожести, пагубной деятельности крестоцветных вредителей [3, 4].