По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 394(94) DOI:10.33920/nik-01-2504-03

Богини Инанна и Иштар в их отличимости друг от друга в шумеро-аккадской цивилизации

Панищев Алексей Леонидович ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Россия, 305040, Курская область, г. Курск, ул. 50 лет Октября, д. 94, E-mail: Alexeipl1980@mail.ru, ORCID: 0000-0003-4327-1225

Данная статья посвящена богиням шумеро-аккадской цивилизации — Инанне и Иштар. В статье отмечается, что обычно эти две богини отождествляются друг с другом, а отличие признается лишь в их именах: шумерская Инанна и аккадская Иштар. Между тем на основе анализа шумерского эпоса предполагается, что речь идет о двух разных богинях, первенство одной из которых свидетельствует о предпочтениях общества городов данной цивилизации. Постепенное вытеснение Инанны богиней Иштар может быть не только свидетельством военно-политического наступления аккадской культуры, но и духовным кризисом общества Междуречья в целом, включая шумерский народ. Именно регресс нравственного сознания стал условием для кризиса цивилизации и разорения города Ура предположительно в 2004 г. до н.э. Образ богини Инанны многогранен — она и дева, и жена, и созидающая, и разрушающая. В статье остается без внимания образ Инанны в качестве воительницы, но акценты ставятся на категориях чистоты и девичества. Важная мысль данной статьи состоит в том, что не следует однозначно отождествлять богиню Инанну с Иштар.

Литература:

1. Ассиро-вавилонский эпос. — СПб.: Наука, 2007. — 660 с.

2. Баранов А.В. Культ Иштар и ритуал священного брака в романе Виктора Пелевина «Generation “П”» / А.В. Баранов // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Филологические науки. — 2021. — Т. 7, № 1. — С. 3–14. — EDN SNFRUH.

3. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы / Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений в 12 т. Т. 11. — М., 1982. — С. 623.

4. Кореневский С.Н. Символика погребального набора Майкопского кургана и культ Инанны-Иштар / С.Н. Кореневский // Российская археология. — 2012. — № 4. — С. 65–79. — EDN PGQMBJ.

5. Корнилов С.Е. Религиозная реформа царя Иосии / С.Е. Корнилов // Труды Коломенской духовной семинарии. — 2022. — № 3 (18). — С. 8–15. — EDN ZGUZNU.

6. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. — М.: АСТ, 2002. — 526 с.

7. Мохаммед К. Рокан. Падение города Ур и конец шумерского периода в Месопотамии в 2004 г. до н.э. / Мохаммед К. Рокан // Веснік БДУ. Серыя 3, Гісторыя. Эканоміка. Права. — 2013. — № 2. — С. 42–45. — EDN SXGBRT.

8. От начала начал. Антология шумерской поэзии / Вступ. ст., пер., коммент., словарь В.К. Афанасьевой. — СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1997. — 496 с.

9. Флоренский П. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи / П. Флоренский. — М.: АСТ, 2003. — 640 с.

10. Хайров Б.А. Шумерские названия некоторых звезд (созвездий и иных светил) и их лексические соответствия в ингушском языке (К постановке проблемы) / Б.А. Хайров // Вестник Ингушского научно-исследовательского института гуманитарных наук им. Ч.Э. Ахриева. — 2019. — № 1. — С. 66–82. — EDN BLAGDU.

11. Nili Samet. The Lamentation over the Destruction of Ur Winona Lake, Indiana. — Eisenbrauns, 2014. — P. 300.

12. Stephanie Lynn Budin. The myth of sacred prostitution in Antiquity. CAMBRIDGE UNIVERSITY PRESS, 2008 [Электронный ресурс]. — URL: The Myth of Sacred Prostitution in Antiquity — Stephanie Budin.pdf (дата обращения: 12.05.2024).

13. Проклятье Аккаде [Электронный ресурс]. — URL: https://www.thetales.ru/mify-vavilonii/prokljatie-akkade/ (дата обращения: 12.05.2024).

14. Нисхождение Инанны в нижний мир [Электронный ресурс]. — URL: https://www.thetales.ru/mify-shumera-i-akkada/nishozhdenie-inanny-v-nizhnij-mir/ (дата обращения: 12.05.2024).

15. Инанна и Энки [Электронный ресурс]. — URL: https://www.thetales.ru/mify-shumera-i-akkada/inanna-i-jenki/ (дата обращения: 12.05.2024).

16. Думузи и Энкимду [Электронный ресурс]. — URL: https://www.thetales.ru/mify-shumera-i-akkada/dumuzi-i-jenkimdu/#more-3403 (дата обращения: 12.05.2024).

17. Сватовство Думузи [Электронный ресурс]. — URL: https://www.thetales.ru/mify-shumera-i-akkada/svatovstvo-dumuzi/ (дата обращения: 15.11.2024).

18. Энки и мировой порядок [Электронный ресурс]. — URL: https://www.thetales.ru/mify-shumera-i-akkada/jenki-i-mirovoj-porjadok/ (дата обращения: 15.11.2024).

19. Инанна и Шукаллетуда [Электронный ресурс]. — URL: https://www.thetales.ru/mify-shumera-i-akkada/inanna-i-shukalletuda/ (дата обращения: 15.11.2024).

20. Миф о потопе [Электронный ресурс]. — URL: https://wisdomlib.ru/story/4981 (дата обращения: 15.11.2024).

21. Лугальбанда и Энмеркар [Электронный ресурс]. — URL: https://wisdomlib.ru/ story/4980 (дата обращения: 15.11.2024).

22. Энлиль и Нинлиль [Электронный ресурс]. — URL: https://skazanie.info/enlil-i-ninlil (дата обращения: 15.11.2024).

23. Энки и Нинхурсаг [Электронный ресурс]. — URL: https://wisdomlib.ru/story/4990?ysclid=lyg5prt85n440277986 (дата обращения: 15.11.2024).

24. Eiko Matsushima (2014). Ištar and Other Goddesses of the So-Called “Sacred Marriage” in Ancient Mesopotamia Transformation of a Goddess: Ishtar — Astarte — Aphrodite Edited by: Sugimoto, David T by Academic Press Fribourg, Fribourg Switzerland Vandenhoeck & Ruprecht Göttingen.

1. The Assyro-Babylonian Epic. — St. Petersburg: Nauka, 2007. — 660 p.

2. Baranov A.V. The Cult of Ishtar and the Ritual of the Sacred Marriage in Victor Pelevin's Novel “Generation P” / A.V. Baranov // Scientific Notes of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky. Philological Sciences. — 2021. — Vol. 7, No. 1. — P. 3–14. — EDN SNFRUH.

3. Dostoevsky F.M. The Brothers Karamazov // Dostoevsky F.M. Collected Works in 12 Volumes. Vol. 11. — Moscow, 1982. — P. 623.

4. Korenevsky S.N. Symbolism of the Funeral Set of the Maikop Kurgan and the Cult of InannaIshtar / S.N. Korenevsky // Russian archeology. — 2012. — No. 4. — P. 65–79. — EDN PGQMBJ.

5. Kornilov S.E. Religious reform of King Josiah / S.E. Kornilov // Works of the Kolomna Theological Seminary. — 2022. — No. 3 (18). — P. 8–15. — EDN ZGUZNU.

6. Marcuse G. Eros and civilization. — M.: AST, 2002. — 526 p.

7. Mohammed K. Rokan. The fall of the city of Ur and the end of the Sumerian period in Mesopotamia in 2004 BC / Mohammed K. Rokan // Vesnik BDU. Gray 3, History. Economy. Rights. — 2013. — № 2. — P. 42–45. — EDN SXGBRT.

8. From the beginning of beginnings. Anthology of Sumerian poetry. Introduction, translation, commentary, dictionary by V.K. Afanasyeva. — SPb.: Center “Petersburg Oriental Studies”, 1997. — 496 p.

9. Florensky P. The pillar and affirmation of truth: Experience of Orthodox theodicy / P. Florensky. — M.: AST, 2003. — 640 p.

10. Khairov B.A. Sumerian names of some stars (constellations and other luminaries) in their lexical correspondences in the Ingush language (Towards the formulation of the problem) / B.A. Khairov // Bulletin of the Ingush Research Institute of Humanities named after Ch.E. Akhriev. — 2019. — No. 1. — P. 66–82. — EDN BLAGDU.

11. Nili Samet. The Lamentation over the Destruction of Ur Winona Lake, Indiana. — Eisenbrauns, 2014. — P. 300.

12. Stephanie Lynn Budin. The myth of sacred prostitution in Antiquity. CAMBRIDGE UNIVERSITY PRESS, 2008. [Electronic resource.] URL: The Myth of Sacred Prostitution in Antiquity — Stephanie Budin.pdf (Accessed 12.05.2024).

13. The Curse of Akkad. [Electronic resource.] URL: https://www.thetales.ru/mify-vavilonii/ prokljatie-akkade/ (Accessed 12.05.2024).

14. Inanna's Descent into the Nether World. [Electronic resource.] URL: https://www.thetales.ru/mify-shumera-i-akkada/nishozhdenie-inanny-v-nizhnij-mir/ (Accessed 12.05.2024).

15. Inanna and Enki. [Electronic resource.] URL: https://www.thetales.ru/mify-shumera-i-akkada/inanna-i-jenki/ (Accessed 12.05.2024).

16. Dumuzi and Enkimdu. [Electronic resource.] URL: https://www.thetales.ru/mify-shumera-i-akkada/dumuzi-i-jenkimdu/#more-3403 (Accessed 12.05.2024).

17. Dumuzi's Courtship. [Electronic resource.] URL: https://www.thetales.ru/mify-shumera-i-akkada/svatovstvo-dumuzi/ (Accessed on 11/15/2024).

18. Enki and the World Order. [Electronic resource.] URL: https://www.thetales.ru/mify-shumera-i-akkada/jenki-i-mirovoj-porjadok/ (Accessed on 11/15/2024).

19. Inanna and Shukalletuda. [Electronic resource.] URL: https://www.thetales.ru/mify-shumera-i-akkada/inanna-i-shukalletuda/ (Accessed on 11/15/2024).

20. The Myth of the Flood. [Electronic resource.] URL: https://wisdomlib.ru/story/4981 (Accessed on 11/15/2024).

21. Lugalbanda and Enmerkar. [Electronic resource.] URL: https://wisdomlib.ru/story/4980 (Accessed on 11/15/2024).

22. Enlil and Ninlil. [Electronic resource.] URL: https://skazanie.info/enlil-i-ninlil (Accessed on 11/15/2024).

23. Enki and Ninhursag. [Electronic resource.] URL: https://wisdomlib.ru/story/4990?ysclid=lyg5prt85n440277986 (Accessed on 11/15/2024).

24. Eiko Matsushima (2014). Ištar and Other Goddesses of the So-Called “Sacred Marriage” in Ancient Mesopotamia Transformation of a Goddess: Ishtar — Astarte — Aphrodite Edited by: Sugimoto, David T by Academic Press Friborg, Friborg Switzerland Vandenhoeck & Ruprecht Göttingen.

Статья поступила 19.11.2024.

Статья одобрена к публикации 22.01.2025.

Высший даже сердцем человек и с умом высоким начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским.

Еще страшнее, кто уж с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны...

(Ф.М. Достоевский [Достоевский, 1982, 128])

В современной исторической науке, специализирующейся на изучении цивилизации Древнего Междуречья, сложилось устойчивое мнение, согласно которому богини Инанна, Иштар, Астарта являются одним и тем же лицом. Иногда в этот же ряд добавляют Анахит, почитаемую зороастрийцами. «Мифическим лицом, которое возглавляло культ плодородия с его главным атрибутом — Древом Жизни, была Инанна — великая богиня любви, домашнего очага, покровительница женщин, а также войны и распри. Она приобрела в Аккаде имя Иштар, у семитов Сирии и Палестины — Астарты, у хурритов Малой Азии — Шавушки, а спустя тысячелетия у древних армян и персов — Анахит» [Кореневский, 2012, 77]. Ассоциация Инанны с Иштар стала настолько ярко выраженной, что эти два имени нередко употребляют в связке друг с другом, разделяя их лишь по языковому признаку. «Древние шумеры называли богиню Инанной, Иштар — аккадский вариант имени» [Баранов, 2021, 4]. Тем не менее такая позиция представляется неверной, и в качестве цели данной статьи мы поставим обоснование того, что Инанна и Иштар есть две разные богини.

Для достижения поставленной цели мы используем ряд методов, включая сравнительно-исторический, описательный; обратимся не только к научным публикациям историков, но и к текстам тех легенд, которые уже переведены и доступны русскоязычному или англоязычному читателю.

Женские божества в культурах древних цивилизаций занимали значимое место. Междуречье исключением не стало. «Инанна-Иштар в культуре Древнего Востока воспринималась не только богиней любви, распри и плодородия (богатства), но и была Великой Богиней» [Баранов, 2021, 11]. Храмы в честь Инанны в Шумере не были редким явлением, а сама Инанна занимала важное место не только в пантеоне богов, но и в мировоззрении шумерского общества. В «Плаче об Уре» именно к Инанне обращаются люди с просьбой о милосердии и помощи, причем богиня внемлет им и помогает восстановить город. Инанна не участвует в сотворении людей, но обеспечивает их дождем, который обеспечивает урожаи и, следовательно, их выживаемость. При этом Инанна мыслилась как супруга бога неба Ану. «Шумерское имя Инанна в более отдаленный период являлось двусложным именем и состояло из Нана-ана (или Нин-ана) (букв. «госпожа небес»)... Традиция слитного написания имени Инанны заложена в более поздние времена месопотамской истории и продолжена современными исследователями» [Хайров, 2019, 75]. Обнаружены изображения, на которых Инанна попирает льва [Хайров, 2019, 77], что невольно нас заставляет вспомнить библейские слова «попирать будешь льва и дракона» (Псалом 90). Тем не менее за Инанной закрепилась нелицеприятная слава плотской любви, что, видимо, объясняется тем, что ее стали ассоциировать с Иштар. Между тем Госпожа Неба (Инанна) находится над миром, она позволяет миру жить, но сама в нем не живет, ибо она вне его. Отсюда возникают сомнения в любых попытках связать имя Инанны с тем, что неприлично называть любовью, а является развратом. При этом важно подчеркнуть то, что спекуляции на тему храмовой проституции неуместны, тем более самого эквивалента термину «проституция» в шумерском языке, по всей видимости, нет. В древнем языке нет слов, обозначающих «священную проститутку» [Budin, 2008, 5], а сам феномен храмовой проституции настолько мифологизирован, что свелся к откровенной вульгарности. По сути, со слов Геродота, между жизнью которого и временем краха шумерской цивилизации стоит тысячелетие, миф о храмовой проституции оказался настолько популярен, что в обществе, где разврат стал массовым явлением, начал восприниматься как визитная карточка всего Шумера. При этом культуры Шумера, Вавилона, Ассирии, Персии оказались настолько в этом мифе слиты, что со стороны может показаться, что все общество тысячелетиями жило в непотребстве. С точки зрения естественно-научных аспектов такое в принципе невозможно, так как в растленном обществе, где нормы девственного целомудрия игнорируются, святость брака не соблюдается, массовое бесплодие и вырождение становятся неизбежными. Тем не менее «любят люди падение праведного и позор его» [Достоевский, 1982, 388]. Опошление целой серии культур оказалось столь привлекательным, что трудно найти попытку научных опровержений мифа о храмовой проституции как массового явления Междуречья. Конечно, в определенный момент времени феномен храмовой проституции вполне мог иметь место, но важно отметить то, что это время характеризуется упадком культуры и наполнено условиями для неизбежной гибели государств. И было бы не столь обидно, если бы доказали справедливость слухов о храмовой проституции, страшно другое: общественность легко принимает эту информацию в качестве правдивой и распространяет ее на все общество в его целостном историческом развитии.

Для Цитирования:
Панищев Алексей Леонидович, Богини Инанна и Иштар в их отличимости друг от друга в шумеро-аккадской цивилизации. Вопросы культурологии. 2025;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: