По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.717

Блокчейн как новый инструмент доверия на фондовом рынке

Володин С.Н. канд. экон. наук, доцент департамента финансов, НИУ ВШЭ 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20, E-mail: svolodin@hse.ru
Маленко М. А. магистрант НИУ ВШЭ, факультет Мировой экономики и мировой политики, направление «Мировая экономика», E-mail: MayaMalenko@yandex.ru

На сегодняшний день технология блокчейн получила большое распространение на рынке внебиржевых диревативов и интерес к ней только возрастает. Существующую систему с участием клиринговых организаций нельзя считать эффективной. При этом использование блокчейна в виде двусторонних «умных» контрактов позволит создать новую экономику доверия. Как результат — блокчейн можно считать одной из наиболее значимых финансовых инноваций, которая способна произвести революционные изменения на фондовом рынке.

Литература:

1. Матросов С. В. Особенности регулирования рынка кредитных деривативов в посткризисный период в США и ЕС // Вестник Финансового Университета. — 2012. — № 4.

2. Исследование Oliver Wyman, The Dodd-Frank Act http://www.oliverwyman.com / ourexpertise/insights/2010/jul/the-dodd-frank-act--what-it-does--what-it-means--and-whathappen.html

3. Официальный сайт International Swaps and Derivatives Association, ISDA.

4. ISDA Whitepaper: The Future of Derivatives Processing and Market Infrastructure, September 2016.

5. LCH Rule book, http://www.lch.com / documents / 731485 / 762512 / LLC_Regulations-2106-15.pdf / e5656d0c-63b2-4108-83df-625ab98c1184

6. Habrahabr. Московская биржа стала первой российской финансовой организацией — участником международного блокчейн-консорциума, https://habrahabr.ru / compan y / moex / blog / 303874.

7. РИА Новости, источник: https: //ria.ru / economy / 20160622 / 1449730690.html.

Для того чтобы понять, как новая технология может революционным образом изменить положение дел на фондовом рынке, необходимо рассмотреть текущее состояние рынка деривативов США, его устройство и регулирование. Как известно, после кризиса 2008–2009 гг. политика США по регулированию рынка кредитных деривативов ужесточилась с целью недопущения подобной ситуации, которая произошла в указанные годы на рынке производных финансовых инструментов в ипотеке. Однако на рынке до сих пор остаются неразрешимые проблемы, одной из которых является несовершенство регулирования внебиржевого рынка кредитных деривативов. Инвестиционные банки и хедж-фонды торгуют деривативами, но не регулируют их. В результате они могут спекулировать на превышении своих полномочий и получать сверхдоходы, а деятельность хедж-фондов практически не регулируется. Клиринговые палаты оказывают услуги пост-продажи, однако тоже не участвуют в регулировании. Таким образом, деятельность по купле-продаже биржевых кредитных деривативов в США попадет только под регулирование Международной Ассоциации Свопов и Деривативов (International Swaps and Derivatives Association, ISDA) или других государственных агентств, таких как Комиссия по ценным бумагам (the United States Securities and Exchange Commission, SEC) и Комиссия по торговле товарными фьючерсами (Commodity Futures Trading Commission).

После кризиса у участников рынка возникла ощутимая потребность повышения прозрачности сделок. Согласно ISDA, индивидуально обсуждаемый своп — это двустороннее соглашение, регулирующее обмен денежными потоками в определенные интервалы времени согласно оговоренной длительности сделок1 . А кредитно-дефолтный своп — это кредитный своп, при котором покупатель кредитно-дефолтного свопа (credit default swap) делает ряд платежей продавцу и в обмен получает доход, если кредитный инструмент — обычно облигации или займ — становится дефолтным (то есть по ним отказываются производить выплаты)2 . Следуя потребности в прозрачности сделок по деривативам, США и ЕС предприняли ряд законодательных инициатив. К примеру, закон Додда-Фрэнка 2010 г. был призван оздоровить финансовую систему США путем наложения запрета на спасение от банкротства кредитных учреждений3 . Согласно данному акту, индивидуально обсуждаемые свопы тоже находятся в сфере регулирования Комиссии по ценным бумагам и Комиссии по торговле товарными фьючерсами. Большинство свопов должны клириться через специальные клиринговые палаты4 . Теперь участники сделки обязаны формировать публичный отчет с данными о цене и объеме соглашения. Данная мера была призвана сделать торговлю свопами более прозрачной, что в целом снижает риски для всей финансовой системы США. Подобный законодательный акт был издан и в ЕС — Директива Европарламента и Совета Европы о внебиржевой торговле деривативами, центральном контрагенте и регистре сделок, которая вступила в силу в 2013 г. В соответствии с данной Директивой «сделки с «квалифицированными» внебиржевыми деривативами должны совершаться через допущенного центрального контрагента (Central Counterparty, ССР). Центральный контрагент осуществляет функцию клиринговой палаты и с точки зрения права выступает покупателем для продавца и, соответственно, продавцом для покупателя рисков между сторонами контракта на тот или иной дериватив, причем они не связаны с ССР ни как члены клиринговой палаты, ни как клиенты компании — участницы клиринга. Договаривающиеся стороны обязаны информировать регистр сделок обо всех изменениях и дополнениях, вносимых во внебиржевые контракты, включая сообщения об их окончании. Стороны должны использовать технологии, направленные на снижение рисков, применительно к сделкам, осуществляемым во внебиржевом обороте»5 . Европейский законодательный акт очень похож на закон Додда-Фрэнка: последствия в виде внешнего регулятора прослеживаются довольно четко.

Для Цитирования:
Володин С.Н., Маленко М. А., Блокчейн как новый инструмент доверия на фондовом рынке. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2017;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: