Если в предыдущие десятилетия Израилю приходилось противостоять союзникам палестинцев из числа антиизраильски настроенных арабских стран, то особенностью нового ближневосточного кризиса стала ведущая роль в нем негосударственных акторов в лице радикальных исламистских группировок региона. Впервые в своей истории Израиль столкнулся с сопротивлением широкого фронта исламистов (палестинские ХАМАС, «Исламский джихад» (последний запрещен в РФ), ливанская «Хизбалла», йеменская «Ансар Аллах»). Пока трудно сказать, чем закончится активная фаза вооруженного противостояния Тель-Авива с этими военно-политическими группировками.
Наиболее вероятным сценарием развития событий на Ближнем Востоке в 2025 г. может стать продолжение военной операции Израиля в секторе Газа с целью окончательного разгрома и уничтожения наиболее крупных отрядов боевиков радикальных палестинских группировок ХАМАС и «Исламский джихад». Правительство Нетаньяху настроено решительно и расценивает само существование и деятельность этих организаций как угрозу безопасности Государству Израиль.
Вторым сценарием может стать достижение соглашения между сторонами конфликта о прекращении огня и даже временном перемирии (обмен заложниками, пленными и заключенными). Якобы противоборствующие стороны через посредников в Египте и Катаре ведут переговоры и близки к достижению договоренностей.
Не следует исключать и возможность сочетания этих двух сценариев. То есть Армия обороны Израиля — ЦАХАЛ максимально ослабит военный потенциал ХАМАС и «Исламского джихада», а затем правительство Нетаньяху пойдет на сделку с исламистами. В этом направлении работает и новая администрация США, которая не скрывает своей заинтересованности в достижении мира в Газе на своих и Израиля условиях [1].
Что касается ливанского фронта противостояния Израиля с «Хизбаллой», то там 27 ноября 2024 г. было достигнуто соглашение о прекращении огня, которым предусматривалось в течение последующих 60 дней передислоцировать вооруженные отряды и инфраструктуру «Хизбаллы» к северу от реки Литани, которая на разных участках протекает в 20–30 км от границы с Израилем. Армия Ливана должна была установить свой контроль за южными районами страны вдоль всей границы с Израилем, который, свою очередь, берет на себя обязательство полностью вывести свои войска с территории Ливана.