Сегодня мы с коллегами, представляющими бизнес-сообщество стран Евразийского экономического союза, впервые собрались для обсуждения перспектив нашего сотрудничества и взаимодействия. Площадка Евразийской экономической комиссии в настоящее время не в полной мере отражает интересы тех организаций, ради которых принимаются решения. Да, при ЕЭК есть Деловой совет, который создан организациями, представляющими бизнес-сообщество стран Союза, но он собирается крайне редко, и только по очень важным событиям, а в отношении текущей работы, связанной с принятием нормативной-правовой базы ЕАЭС, наши позиции разрозненны. Нередко складывалась ситуация, когда позитивные предложения, выдвигаемые, например, белорусской или казахстанской стороной, не находили отклика у подобных организаций других государств ЕАЭС. Именно для преодоления этих барьеров, размежевания наших интересов мы и собрались на этом форуме.
В повестку форума, организованного Республиканским союзом участников таможенных отношений (РСУТО), включены три крайне важных вопроса. Первый касается практики взаимодействия государства и бизнеса в сфере таможенного администрирования (речь идет об организациях, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, реестр которых ведут таможенные органы). Второй вопрос — перспективы реализации в Республике Беларусь такого понятия, как «саморегулируемые организации» (соответствующий проект закона в РБ находится на общественном обсуждении и планируется к принятию в этом году). Третий вопрос, о котором я расскажу подробнее, — актуальные аспекты реализации статьи 363 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, которая определяет условия взаимоотношения таможенных органов стран ЕАЭС с бизнес-сообществом.
Говоря об актуальном состоянии практики взаимодействия государства и бизнеса в сфере таможенного дела в условиях Евразийского экономического союза и перспектив нашего сотрудничества, следует вначале коснуться истории таможенных правоотношений между рядом стран бывшего СССР. Если коротко охарактеризовать эволюцию таможенных правоотношений — они развивались от скоординированной экономической политики в рамках зоны свободной торговли СНГ (где имелись зачатки таможенных отношений) через согласованную таможенную политику в формате Таможенного союза образца 2010 г. до единой таможенной политики, предусмотренной Таможенным кодексом Евразийского экономического союза. Единая таможенная политика предполагает унификацию правового регулирования. И статьей 32 Договора о ЕАЭС установлено: «В Союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с положениями настоящего Договора». Здесь возникает вопрос, связанный с тем, что в ЕАЭС ставка делается на единое законодательство, определяющее понятие таможенного регулирования. Его формирует Договор о ЕАЭС, международные договоры в рамках Союза, международные договоры Союза с третьей стороной, а также решения и распоряжения Евразийской экономической комиссии. Как видим, статьей 32 не предусмотрено национальное законодательство в таможенной сфере. Между тем в каждой стране ЕАЭС существуют национальные акты по таможенному регулированию, которые фактически и являются основой, создающей таможенные отношения, складывающиеся между государствами Союза. Здесь вот какая особенность: Таможенный кодекс Таможенного союза имел 373 статьи, в которых содержалось 339 отсылочных норм на национальное законодательство, то есть около 70 % таможенного законодательства ТС регулировалось нормами национального законодательства. С тех пор прошло десять лет, и предполагается, что мы развиваем наднациональное законодательство, но в ТК ЕАЭС содержится около 1100 отсылок на национальное законодательство, то есть по объему отсылок значительно больше, чем было в ТК ТС. Действующий ТК ЕАЭС содержит 465 статей, он прирос по сравнению с ТК ТС на 40 %, но парадоксальная ситуация — приросли и национальные акты о таможенном регулировании. Кодекс Республики Казахстан содержит 570 статей, Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» — 390, Закон Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» — 269. Таким образом, мы остаемся на том же уровне компетенции национальных законодательств. Понятно, что этот объем нормативной базы определяет развитие таможенного дела в каждом из государств. При этом прослеживается общая тенденция для всех стран Союза, а именно: на основе рамочных положений таможенного законодательства ЕАЭС происходит формирование национальных технологий для практической реализации правовых норм. Поэтому сегодня нам необходимо думать над развитием таможенного дела и партнерских отношений между бизнес-ассоциациями с учетом того, что правовая ответственность хозяйствующих субъектов остается в пределах компетенции национального законодательства.