Нередко можно встретить замечания о том, что Суворов не был стратегом, а был всего лишь гениальным тактиком с данным от Бога даром интуиции. Однако сам опыт его постоянных с минимальными потерями побед в течение 40 лет утверждает обратное. Конечно же, у Суворова была стратегия, но стратегия незаметная, неочевидная (да и могло ли быть иначе, если 2-й базовый принцип военного искусства по Суворову – «Внезапность»). Люди наблюдали только то, что было на вершине этого айсберга. А на вершине было стремительное движение пехоты и кавалерии, которое просто все сметало на своем пути.
Примером может служить штурм польской крепости Прага в предместье Варшавы, которая по степени укрепления была сродни Измаилу. Гарнизон составлял около 20 тыс. человек. Суворов располагал примерно такой же численностью войск. Всего 2,5 часа и крепость пала. Потери Суворова составили около 400 человек убитыми и ранеными, потери противника в десятки раз больше.
Размышляя о невероятной эффективности суворовского управления войсками, на ум приходит метафора потока. И действительно его армия неслась на противника мощным стремительным потоком, сметающим все на своем пути, как настоящее цунами. Кстати, в своих размышлениях, проиллюстрированных его же рисунками, Суворов сам довольно часто используют метафору потока:
«Дождь и прута не повернет, а ручей и полено унесет». Данный постулат, конечно же, акцентирует единство и целостность всех боевых единиц в одно большое целое. Если вы смотрели военные фильмы, не важно, о древних битвах или современных, то, возможно, обратили внимание на то, что почти всегда командиры в бою кричат: «Держать строй!». Зачем это делается? Потому что целое всегда сильнее отдельных частей. Именно поэтому малочисленные сувороские подразделения легко разбивали многократно превосходящие силы противника. Известный гуру менеджмента Эдгар Шейн говорил о том, что главной задачей руководителя является «внешняя адаптация и внутренняя интеграция». Так вот, в искусстве интеграции своих подчиненных в единое целое Суворову не было равных. При этом важно отметить, что это было не статическое объединение, а динамическое, направленное на достижение единой цели. Сама цель становилась направлением движения потока и основой его феноменальной целостности.