Дата поступления рукописи в редакцию: 27.11.2024.
Дата принятия рукописи в печать: 29.11.2024.
Для того чтобы проследить эволюцию моделей бизнеса в сфере электронной торговли, для начала важно выделить сущность понятия «бизнес-модель».
«Бизнес-модель» — термин, который прочно устоялся в терминологии уже в 1940-х гг. прошлого века и вплоть до 1990-х гг. считался неотъемлемой частью корпоративной стратегии. Некоторые исследователи дают другое определение бизнес-модели, считая ее «набором запланированных действий (или бизнес-процессов), сосредоточенных на получении прибыли на рынке» [19].
Бизнес-модель отображает структуру компании, обеспечивает прибыль, а также повышает интерес покупателей к бизнесу. Признаками хорошей бизнес-модели являются создание ценностного предложения и стратегии ценообразования. Более того, бизнес-модель определяет целевой рынок и будущие расходы [1].
Бизнес-модель — «все основные бизнес-процессы, а также основные продукты, которые фирма продает в настоящее время или в будущем для достижения своих стратегических целей и задач» [21].
Применение бизнес-модели на практике важно для новых и зарекомендовавших себя на рынке компаний. Использование бизнес-моделей позволяет компаниям составить портрет клиентов, применять средства поощрения мотивации, привлекать дополнительные инвестиции, а также обеспечивать стабильное рыночное конкурентное преимущество, изучая и применяя новые возможности для роста. Подобные бизнес-модели могут использоваться в самых разных сферах, но в нашей работе ограничимся только теми, которые связаны с использованием сети Интернет [1].
В сфере e-commerce бизнес-модели описывают большинство операций между клиентами и предприятиями. Для того чтобы выделить ключевые бизнес-модели для современного рынка e-commerce, рассмотрим поэтапную эволюцию формирования и внедрения моделей бизнеса в сферу электронной коммерции.
Само понятие «электронная торговля» подразумевает собой такой вид деятельности, при осуществлении которой активно применяются интернет-средства, то есть она неразрывно связана с существованием интернета, как такового, и опирается на этапы его развития, подвергаясь изменениям и эволюционируя.