По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.9

Бизнес-модель международной электронной торговли

А. Л. Сабирова Высшая школа управления, РУДН им. Патриса Лумумбы, г. Москва, E-mail: alinasabirova65@mail.ru

В условиях современного динамичного рынка компании должны демонстрировать высокую степень адаптируемости к внешним меняющимся условиям. Один из путей адаптации заключается в изучении доступных бизнес-моделей и их усовершенствовании. Для того чтобы компании могли внедрять и осваивать рабочие бизнес-модели электронной торговли, им необходимо проводить адекватную реструктуризацию своих бизнес-процессов и информационных систем, а также осуществлять другие изменения. В статье рассматриваются бизнес-модели развития e-commerce.

Литература:

1. 8 бизнес-моделей электронной коммерции с примерами [Электронный ресурс].— URL: https://xn-----6kcb1bhkqffiduoa4aj2e.club/blogs/online-store-successbusiness/business-models-for-e-commerce-with-examples (дата обращения: 21.10.2024).

2. Интернет-торговля — рынок России [Электронный ресурс]. — URL: https://www. tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%98%D 0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82-%D1%82%D0%BE%D1%80% D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D1%8F_(%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%B A_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 (дата обращения: 21.10.2024).

3. История электронного бизнеса // Обзор эволюции электронного бизнеса [Электронный ресурс]. — URL: http://elcom.psuti.ru/content/other/index.php?ID=154 (дата обращения: 21.10.2024).

4. Косников, С. Н. История электронной коммерции в России и за рубежом// Естественно-гуманитарные исследования. — 2022. — № 44 (6).

5. Лихачев, О. Б., Черная, С. Н. Анализ особенностей развития ключевых компаний электронной коммерции на мировом рынке [Электронный ресурс].— URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-osobennostey-razvitiya-klyuchevyhkompaniy-elektronnoy-kommertsii-na-mirovom-rynke (дата обращения: 21.10.2024).

6. Маркетинговое исследование интернет-торговли в России. — 2020 [Электронный ресурс]. — URL: https://datainsight.ru/DI_eCommerce (дата обращения: 21.10.2024).

7. Ревинова, С. Ю. Бизнес в Интернете: учебно-методическое пособие: в 2 ч. — М.: РУДН, 2018. — Ч. 1. — 62 с.

8. Статистика электронной коммерции [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.statista.com/topics/871/online-shopping/ (дата обращения: 21.10.2024).

9. Терешкина, Н. Е. Бизнес-модели инноваций в цифровой экономике // Вопросы инновационной экономики. — 2022. — Т. 12. — № 1. — С. 179–194.

10. Шайдуллина, В. К. Состояние и перспективы электронной торговли в России // Вестник ГУУ. — 2019. — № 4. — С. 118–123.

11. Электронная коммерция [Электронный ресурс]. — URL: https://sendpulse. com/ru/support/glossary/ecommerce (дата обращения: 21.10.2024).

12. Электронные деньги и мобильные платежи. Энциклопедия / Коллектив авторов. — М.: Наука, 2017. — 570 c.

13. Alibaba. Восстановление внутреннего спроса [Электронный ресурс]. — URL: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/alibaba-vosstanovlenie-vnutrennego-sprosa (дата обращения: 21.10.2024).

14. Alibaba в цифрах и фактах [Электронный ресурс]. — URL: https://md-insight.ru/alibaba/ (дата обращения: 21.10.2024).

15. Alibaba History: From Humble Beginnings to Global E-Commerce Giant [Электронный ресурс]. — URL: https://www.ecomcrew.com/alibaba-history/ (дата обращения: 21.10.2024).

16. Alibaba GroupHoldingsLtd [Электронный ресурс]. — URL: https://ru.tradingview. com/symbols/NYSE-BABA/financials-earnings/?earnings-period=FQ&revenues-period=FY (дата обращения: 21.10.2024).

17. American Airlines [Электронный ресурс]. — URL: https://ru.investing. com/equities/amazon-com-inc (дата обращения: 21.10.2024).

18. HistoryofAlibaba: TimelineandFacts [Электронный ресурс]. — URL: https: //www. thestreet.com/politics/history-of-alibaba-15145103 (дата обращения: 21.10.2024).

19. Laudon, K. C., Traver, C. G. E-Commerce: Business, Technology, Society. Addison Wesley. — 2003. — Р. 61.

20. Marketplaces by types of participants: C2C, B2C and B2B [Электронный ресурс]. — URL: https://wiki.rademade.com/marketplace-c2c-b2c-b2b (дата обращения: 21.10.2024).

21. Osterwalder, A., Pigneur, Y. Business Model Generation: A Handbook for Visionaries, Game Changers, and Challengers / 1st edition. — John Wiley and Sons, 2010. — 288 p.

22. What is Amazon? Definition and Company History of Amazon.com. Kinza Yasar, Technical Writer [Электронный ресурс]. — URL: https://www.techtarget. com/whatis/definition/Amazon (дата обращения: 21.10.2024).

23. Waters, Jennifer. Amazon.com. Encyclopedia Britannica, 19 Mar. 2024 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.britannica.com/topic/Amazoncom (дата обращения: 21.10.2024).

1. 8 e-commerce business models with examples. Available at: https:// xn-----6kcb1bhkqffiduoa4aj2e.club/blogs/online-store-success-business/ business-models-for-e-commerce-with-examples (accessed: 21.10.2024).

2. Internet trade — the Russian market. Available at: https://www.tadviser.ru/index. php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%98%D0%BD%D1 %82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82-%D1%82%D0%BE%D1%80%D0% B3%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D1%8F_(%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0% BA_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 (accessed: 21.10.2024).

3. History of electronic business // Review of the evolution of electronic business Available at: http://elcom.psuti.ru/content/other/index.php?ID=154. (accessed: 21.10.2024).

4. Kosnikov, S. N. History of e-commerce in Russia and abroad. — Natural Sciences and Humanities Research. 2022, No. 44 (6).

5. Likhachev, O. B., Chernaya, S. N. Analysis of the development features of key e-commerce companies in the world market. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/analiz-osobennostey-razvitiya-klyuchevyh-kompaniyelektronnoy-kommertsii-na-mirovom-rynke (accessed: 21.10.2024).

6. Marketing research Internet trade in Russia 2020. Available at: https://datainsight.ru/DI_eCommerce (accessed: 21.10.2024).

7. Revinova, S. Yu. Business on the Internet: a teaching aid: in 2 parts. Part 1. M.: RUDN, 2018 , 62 p.

8. Statistics of electronic commerce. Available at: https://www.statista. com/topics/871/online-shopping/ (accessed: 21.10.2024).

9. Tereshkina, N. E. Business models of innovations in the digital economy. Issues of innovative economics. 2022, Vol. 12, No. 1, P. 179–194.

10. Shaidullina, V. K. State and prospects of electronic commerce in Russia. Bulletin of the State University of Management. 2019, No. 4, P. 118–123.

11. Electronic Commerce. Available at: https://sendpulse.com/ ru/support/glossary/ecommerce (accessed: 21.10.2024).

12. Electronic Money and Mobile Payments. Encyclopedia. Collective Authors. Moscow: Nauka, 2017, 570 p.

13. Alibaba. Domestic Demand Recovery. Available at: https://bcs-express.ru/novostii-analitika/alibaba-vosstanovlenie-vnutrennego-sprosa (accessed: 21.10.2024).

14. Alibaba in Figures and Facts. Available at: https://md-insight.ru/alibaba/ (accessed: 21.10.2024).

15. Alibaba History: From Humble Beginnings to Global E-Commerce Giant Available at: https://www.ecomcrew.com/alibaba-history/ (accessed: 21.10.2024).

16. Alibaba Group Holdings Ltd Available at: https://ru.tradingview.com/symbols/NYSEBABA/financials-earnings/?earnings-period=FQ&revenues-period=FY(accessed: 21.10.2024).

17. American Airlines. Available at: https://ru.investing.com/equities/amazon-com-inc (accessed: 21.10.2024).

18. History of Alibaba: Timeline and Facts. Available at: https: //www. thestreet.com/politics/history-of-alibaba-15145103 (accessed: 21.10.2024).

19. Laudon, K. C., Traver, C. G. E-Commerce: Business, Technology, Society. Addison Wesley, 2003, p. 61.

20. Marketplaces by types of participants: C2C, B2C and B2B. Available at: https://wiki.rademade.com/marketplace-c2c-b2c-b2b (accessed: 21.10.2024).

21. Osterwalder, A., Pigneur, Y. Business Model Generation: A Handbook for Visionaries, Game Changers, and Challengers. 1st edition. John Wiley and Sons, 2010, 288 p.

22. What is Amazon? Definition and Company History of Amazon.com. Kinza Yasar, Technical Writer. Available at: https://www.techtarget.com/whatis/definition/Amazon (accessed: 21.10.2024).

23. Waters, Jennifer. Amazon.com. Encyclopedia Britannica, 19 Mar. 2024. Available at: https://www.britannica.com/topic/Amazoncom (accessed: 21.10.2024).

Дата поступления рукописи в редакцию: 27.11.2024.

Дата принятия рукописи в печать: 29.11.2024.

Для того чтобы проследить эволюцию моделей бизнеса в сфере электронной торговли, для начала важно выделить сущность понятия «бизнес-модель».

«Бизнес-модель» — термин, который прочно устоялся в терминологии уже в 1940-х гг. прошлого века и вплоть до 1990-х гг. считался неотъемлемой частью корпоративной стратегии. Некоторые исследователи дают другое определение бизнес-модели, считая ее «набором запланированных действий (или бизнес-процессов), сосредоточенных на получении прибыли на рынке» [19].

Бизнес-модель отображает структуру компании, обеспечивает прибыль, а также повышает интерес покупателей к бизнесу. Признаками хорошей бизнес-модели являются создание ценностного предложения и стратегии ценообразования. Более того, бизнес-модель определяет целевой рынок и будущие расходы [1].

Бизнес-модель — «все основные бизнес-процессы, а также основные продукты, которые фирма продает в настоящее время или в будущем для достижения своих стратегических целей и задач» [21].

Применение бизнес-модели на практике важно для новых и зарекомендовавших себя на рынке компаний. Использование бизнес-моделей позволяет компаниям составить портрет клиентов, применять средства поощрения мотивации, привлекать дополнительные инвестиции, а также обеспечивать стабильное рыночное конкурентное преимущество, изучая и применяя новые возможности для роста. Подобные бизнес-модели могут использоваться в самых разных сферах, но в нашей работе ограничимся только теми, которые связаны с использованием сети Интернет [1].

В сфере e-commerce бизнес-модели описывают большинство операций между клиентами и предприятиями. Для того чтобы выделить ключевые бизнес-модели для современного рынка e-commerce, рассмотрим поэтапную эволюцию формирования и внедрения моделей бизнеса в сферу электронной коммерции.

Само понятие «электронная торговля» подразумевает собой такой вид деятельности, при осуществлении которой активно применяются интернет-средства, то есть она неразрывно связана с существованием интернета, как такового, и опирается на этапы его развития, подвергаясь изменениям и эволюционируя.

Для Цитирования:
А. Л. Сабирова, Бизнес-модель международной электронной торговли. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2024;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: