28 июля 2016 г. исполнилось 100 лет со дня начала наступательной операции армии под командованием генерала от кавалерии В. М. Безобразова на Юго-Западном фронте с задачей выйти на реку Стоход, форсировать ее и в дальнейшем захватить Ковель. В ходе операции наступающие войска понесли большие потери. Болотистая пойма р. Стоход стала братской могилой около 30 тыс. солдат и офицеров Русской гвардии. «Бесцельно и бессмысленно, — вспоминал об этих боях гвардеец-семеновец, — погибли, как это всегда бывает, лучшие люди…» [1]. Операция на реке Стоход, по утверждению многих историков, унесла в Лету Русскую гвардию.
Сегодня существуют два противоположных мнения относительно того, кто виноват в этом исходе Ковельской операции — начальник штаба Верховного главнокомандующего (Ставки) генерал М. В. Алексеев и командующий Юго-Западным фронтом генерал от кавалерии А. А. Брусилов, с одной стороны, или же командующий армией генерал от кавалерии В. М. Безобразов — с другой. Попробуем разобраться в этом, в том числе с использованием записей из неопубликованного дневника Владимира Михайловича Безобразова, копию которого удалось приобрести во время длительной зарубежной командировки в Данию. В нем содержатся подробное изложение хода операции и авторская оценка причин столь трагического поражения.
Гибель русской гвардии под Ковелем в июле–сентябре 1916 г. — знаковое событие Первой мировой войны. Чтобы правильно осознать его значение, следует учесть, что гвардия потеряла более половины своего личного состава еще в боях 1914–1915 гг. в Восточной Пруссии, Польше и Литве. Гвардейские части, известные своей отличной выучкой, бесстрашием и безграничной верностью царю, преступно не жалели. Командир гвардейского корпуса генерал от кавалерии В. М. Безобразов еще в октябре 1914 г., по свидетельству великого князя Николая Михайловича, жаловался на то, что «гвардию теребят без толку, что потери уже громадные, — особенно в Гвардейской стрелковой бригаде, — что необходимо, чтобы Иванов (генерал Н. И. Иванов, командующий Юго-Западным фронтом. — В. В.) и Верховный обратили на это внимание и пощадили цвет русских войск» [2].