Лечение атопических заболеваний, таких как тяжелая бронхиальная астма, тяжелый атопический дерматит, хроническая крапивница, в детском возрасте является сложной задачей. В частности, существуют проблемы безопасности при использовании высоких доз глюкокортикостероидов. После внедрения в клиническую практику биологических препаратов лечение пациентов стало более персонализированным и более перспективным. Омализумаб, меполизумаб и дупилумаб в настоящее время одобрены в качестве дополнительного лечения среднетяжелой и тяжелой бронхиальной астмы у детей и подростков. Омализумаб также показан подросткам старше 12 лет для лечения хронической спонтанной крапивницы; дупилумаб — для лечения тяжелого атопического дерматита у пациентов старше 6 лет.
Однако данные об эффективности и безопасности биологических препаратов, применяемых при атопических заболеваниях у детей и подростков, все еще очень ограничены.
Мы выявили потенциально релевантные испытания путем поиска в электронных базах данных MEDLINE, SCOPUS, PubMed, Google Scholar. Поиск в базе данных был дополнен информацией, полученной из ссылок на указанные статьи от известных экспертов в данной области.
Учитывали только публикации с результатами клинических исследований на английском и русском языках с глубиной поиска не более 7 лет (начиная с 01.01.2015). Для обобщения отбирали отчеты о клинических исследованиях, полнотекстовые статьи, включая научные журналы.
На первом этапе отбора был произведен поиск источников по сочетанию ключевых слов: бронхиальная астма, хроническая крапивница, атопический дерматит, биологические препараты, омализумаб, дупилумаб, меполизумаб, безопасность, моноклональные антитела, эффективность, review, bronchial asthma, chronic urticaria, atopic dermatitis, biological preparations, omalizumab, dupilumab, mepolizumab, safety, monoclonal antibodies, efficiency. При поиске в англоязычных базах данных использовали словосочетания только на английском языке.
На втором этапе отбора были исключены источники, дублирующие друг друга, неполнотекстовые источники.