Актуальность темы. Главным и основным сдерживающим фактором развития скотоводствa является кормовaя бaза. Погоня за удешевлением рациона необратимо ведет к снижению биологической резистентности всех половозрастных групп животных. В итоге на молочных фермах ежегодно выбраковываются 35–45 % коров. Не обходит эта проблема первотелок и молодняк [1].
Изменение биохимического состава крови – показатель развивающихся латентных стадий болезней организма, обусловленных нарушением обмена веществ, потому как кровь является одной из жидких сред организма, посредством которой производится пополнение органов, тканей и клеток необходимыми для жизнедеятельности веществaми (витaминами, макро- и микроэлементaми и т. д.), а также выведение продуктов метаболизма.
Первотелки чаще выбраковываются из-за проблем трудных отелов, послеродовых зaболеваний и болезней конечностей, а молодняк – по причине поражений органов дыхания и желудочно-кишечного тракта.
В заключительный период стельности за счет интенсивного роста плодa в организме коровы происходит значительная активизация обмена веществ. При недостатке макро- и микроэлементов в рационе, нарушается течение физиологических процессов, что выражается в изменении гематологических показателей [4].
Картина крови благодаря своеобразию реакций и чувствительности нередко бывает веским аргументом, а часто и решающим звеном в диагностической цепи, потому что детальный анализ и использование результатов биохимического исследования крови позволяют сократить непроизвольное выбытие животных, оздоровить стадо и получить доброкачественную продукцию.
Цель исследований – изучить биохимические показатели крови у коров в зависимости от использования кормовой добавки серии «Кауфит Драй» и концентрации биологически активных веществ в составе их рациона.
Материал и методика исследований. Научно-исследовательская работа выполненa на базе филиала ФГБНУ «Федеральный Алтайский научный центр агробиотехнологий» – ПЗ «Комсомольское» на сухостойных коровах черно-пестрой породы.
Исследования проведены согласно схеме опыта, представленной в таблице 1.
Коровам контрольной группы скармливали основной хозяйственный рацион. Анaлогам 1-й опытной группы в добавление к основному рациону скармливали кормовую добавку Кауфит Драй Экстрa в количестве 100 г на голову в сутки. Сверстницы 2-й опытной группы получали дополнительно к основному рациону кормовую добавку Кaуфит Дрaй Комплит в количестве 100 г/гол./сут. Продолжительность скармливания кормовых добавок составила 60 сут до отела коров.
Молочная продуктивность учитывалась раз в 10 сут методом контрольных доек. В пробах молока от животных каждой группы определяли массовую долю жира (МДЖ) и белка (МДБ). Данные показатели определяли на приборе «Клевер-2».
Оценку биохимических показателей крови проводили на фотометрическом автоматическом анализаторе Chem Well Combi 2910. В пробах крови определяли следующие показатели: общий белок – рефрaктометрическим методом; альбумин – фотометрическим методом с бромкрезоловым зеленым; аланинаминотрансферaзу (АЛТ) и аспартатаминотрансферазу (АСТ), кaльций и фосфор – кинетическим УФ-методом; холестерин общий и триглицериды – ферментативным методом.
Также в крови определяли резервную щелочность – по Неводову с индикaтором Тaширо, каротин – колориметрическим методом по Г. Ф. Коромыслову и Л. А. Кудрявцевой, минеральный состав крови – пламенным aтомно-абсорбционным методом.
Статистическую обработку результатов выполняли с помощью программы Microsoft Excel и методов вариационной статистики по общепринятым методам.
Результаты исследований и их обсуждение. Состав кормовых добавок представлен в таблице 2.
Как видно из данных таблицы 2, кормовая добавка Кауфит Драй Экстра содержит больше витаминов D и Е, более насыщена микроэлементами за исключением магния.
Биохимический анализ крови был начат с определения содержания общего белка. Потребность установления его концентрации во многом обусловлена той многообразной и важной физиологической ролью, которую играют белки крови в организме животных. Результаты исследований отражены в таблице 3.
Здесь и далее: * р < 0,05 – достоверность разности по сравнению с контрольной группой.
Общий белок – важнейший показатель белкового обмена. При норме 72–86 г/л лишь коровы 1-й опытной группы при постановке на опыт соответствовали нормативам. Аналоги контрольной и 2-й опытной групп показали превышение на 1,1–8,9 г/л верхней границы нормы. В конце эксперимента уровень общего белка стабилизировался в контроле и составил 77,1 г/л. Во 2-й опытной группе этот показатель остался на высоком уровне – 93,5 г/л. Гиперпротеинемия, как сообщают некоторые авторы, может быть вызвана дегидратацией или результатом увеличения концентрации специфических белков [3, 8, 9].
Определение концентрации фракции белка в сыворотке крови коров показало, что уровень глобулина был повышен у животных всех групп как в начале эксперимента – 45,6–56,1 г/л, так и в конце – 40,1–57,9 г/л. Повышенное содержание глобулинов (главным образом за счет активного синтеза антител – иммуноглобулинов) в крови свидетельствует о напряженности обменных процессов в организме животных.
Альбумин – наиболее распространенная гомогенная фракция простых белков плазмы крови человека и животных, почти исключительно синтезирующихся в печени. Является основным сывороточным белком в плазме, остальные – в межклеточной жидкости [2].
У животных, подобранных для проведения эксперимента, этот показатель отмечался в норме как в начале опыта 37,1–39,9 г/л, так и по его окончании – 35,6–37,3 г/л.
Кислотно-щелочное состояние организма характеризуется показателями буферных систем, в первую очередь бикарбонатной как наиболее лабильной (время реакции – 30 с). Состояние бикарбонатной буферной системы проводят по определению в плазме крови резервной щелочности. Метаболический ацидоз отмечают при однотипном высококонцентратном или силосно-жомовом кормлении, кетозе, вторичной остеодистрофии, ацидозе рубца, расстройстве желудочно-кишечного тракта, особенно диарее у молодняка, миоглобулинурии, гипоксии, нефрите, почечной недостаточности, септических процессах и др.
Резевная щелочность у всех групп животных в начале опыта отмечена на уровне 308–328 мг%, что ниже нормы на 52–32 мг%. В конце этот показатель стабилизировался до физиологической нормы и составил 368 мг% в контроле и 380–372 мг% – у животных опытных групп.
АЛТ – внутриклеточный фермент, участвующий в обмене кислот. Его содержание в сыворотке крови у здоровых животных не велико. Данный показатель находился в пределах референсных значений на протяжении всего периода научного опыта, как и фермент АСТ, что свидетельствует о положительном состоянии здоровья животных.
Холестерин открывает цепь биосинтеза стероидных половых гормонов и кортикостероидов, служит основой для образования желчных кислот и витаминов группы D, участвует в регулировании проницаемости клеток и предохраняет эритроциты крови от действия гемолитических ядов [8].
Данный показатель отмечен в пределах физиологической нормы на момент начала эксперимента. Тем не менее зафиксировано снижение уровня холестерина в конце опытного периода у всех групп животных. Так, в контроле снижение составило на 0,98 ммоль/л, что ниже нормы на 0,38 ммоль/л, в 1-й опытной группе – на 1,59 ммоль/л и во 2-й опытной – на 2,10 ммоль/л группах. Скармливанием испытуемых кормовых добавок удалось удержать уровень холестерина в пределах нормы у животных 1-й и 2-й опытных групп: 2,55 и 2,73 ммоль/л, что выше контроля на 0,63 (р < 0,05) и 0,81 (р < 0,05 ) ммоль/л соответственно.
Хлорид – внеклеточный анион, регулятор баланса внеклеточного распределения жидкости. Содержание хлора зависит от его поступления, распределения и выведения из организма. Он участвует в поддержании кислотно-основного равновесия в организме [5].
При постановке на опыт зафиксировано несколько повышенное содержание хлоридов в крови коров 2-й опытной группы – 106,5 ммоль/л, что на 2,5 ммоль/л превышало верхнюю границу нормы. Скармливанием испытуемой добавки удалось сбалансировать содержание хлоридов в крови коров 2-й опытной группы до нормы.
Триглицериды – это жиры, которые являются основным источником энергии для организма. Большая часть триглицеридов содержится в жировой ткани, однако часть из них находится в крови, обеспечивая мышцы энергией [10].
На основании наблюдений выявлен высокий уровень содержания триглицеридов в крови животных всех групп – 0,54–0,58 ммоль/л в начале эксперимента. По завершении опытного периода зафиксировано повышение данного показателя на 0,02 ммоль/л в контрольной группе, на 0,04 ммоль/л – в 1-й опытной и 0,03 ммоль/л – во 2-й опытной группе. В сравнении с началом опыта 2-й опытная группа коров превосходила контроль по наличию триглицеридов на 0,05 ммоль/л (р < 0,05).
Исследованиями установлено, что содержание каротина в крови коров при постановке на опыт было на физиологическом уровне – 0,452–0,537 мг%, что говорит об отсутствии дефицита каротина в кормах и его высокой биологической доступности, а также о хорошем здоровье коров. В поздний стойловый период, на который пришелся конец опытного периода, отмечен существенный спад каротина в крови животных контрольной группы до 0,36 мг%, что ниже нормы на 0,05 мг%. У аналогов опытных групп уровень каротина составил в 1-й опытной группе 0,44 мг% и во 2-й опытной группе – 0,40 мг%, т. е. находился на нижнем пределе нормы.
Кальций – не только один из компонентов молока, но и жизненно важный макроэлемент. Его дефицит влияет на процесс роста и окостенение хрящевой ткани, активность гладкой мускулатуры матки, родовых путей, сосков вымени. При его недостатке ухудшается молокоотдача, начинаются проблемы с овуляцией и осеменением, свертываемостью крови и сердечно-сосудистой системой [7].
В крови коров, поставленных на опыт, содержание кальция находилось в норме: 2,43–2,61 ммоль/л в начале и 2,40–2,56 ммоль/л – в конце эксперимента. Причем коровы 2-й опытной группы статистически достоверно (р < 0,05) превосходили по этому показателю сверстниц из контроля на 0,16 ммоль/л.
Фосфор и его соединения служат составной частью костной ткани (70–75 %) и зубов, компонентов нуклеотидов и нуклеиновых кислот, выполняют роль простетической группы фосфопротеидов; участвуют в образовании буферных систем и в построении коферментов. Он влияет на всасывание, транспортировку и обмен органических и питательных веществ в организме, а также на ростовые процессы молодых животных. Продолжительный его дефицит в рационе вызывает элиминирование кальция из костной ткани и угнетение половой функции [11].
Рационы подопытных животных были скорректированы нами так, чтобы коровы не испытывали нехватку ни в одном элементе. Фосфора вихкровибыло 1,94–2,42 ммоль/л в начале и 1,92–2,10 ммоль/л в конце опытного периода, что соответствует физиологической норме 1,5–2,9 ммоль/л.
Магний является «строительным материалом» для костей и зубов, составляет значительную часть различных энзимов и играет важную роль в процессе обмена веществ. Снижение количества магния при нормальном содержании кальция в крови грозит коровам развитием лизухи, развитием пугливости, оттопыриванием ушей, скрежетом зубов, обильным слюновыделением, параличом языка и легким помутнением сознания. К этому можно добавить нарушения цикла, мышечную атонию, выпадения влагалища, нервозность и потерю аппетита. Коровы зачастую страдают запорами и держатся поближе к питьевой воде [6].
При постановке животных на опыт в контрольной и 1-й опытной группах обнаружено 2,3 мг% магния в крови при значении нижней границы нормы, равной 2,5 мг%. Однако у данных групп животных признаков тетании не было, более того, грамотно подобранным кормлением удалось повысить уровень магния до 2,4 мг%. У коров 2-й опытной группы этот показатель находился на уровне 2,5 мг% в начале и 2,6 мг% в конце опытного периода.
Органическое железо максимально используется организмом лактирующих животных благодаря высокой биодоступности. Железо содержится в основном в эритроцитах, входит в состав гемоглобина, миоглобина, участвует в процессах кроветворения и образования различных ферментов, находящихся в печени и селезенке. Стимулирует функцию кроветворных органов [12].
Анализируя данные таблицы 3, можноотметить, чтодефицитажелеза у коров не наблюдалось на протяжении всего периода эксперимента, содержание этого важного элемента было в пределах 38,1–42,2 мг% в начале и 37,3–41,0 мг% в конце учетного периода.
Концентрация меди в крови является менее удовлетворительным показателем обеспеченности животных этим элементом, чем ее содержание в печени. Это объясняется тем, что снижение содержания меди в крови отмечается лишь на поздних стадиях заболевания, когда животные не в состоянии поддерживать ее уровень за счет резервов печени. Поэтому по показателям крови нельзя диагностировать ранние стадии истощения запасов меди в организме [9].
Достоверных данных об изменении этого показателя в динамике и отклонении от нормы обнаружено не было.
Марганец важен для распада аминокислот и продукции энергии, метаболизма витаминов В1 и Е. Активирует различные ферменты для переваривания и утилизации питательных веществ, катализирует распад жиров и холестерина. Интересно отметить, что, находясь в пределах нормы, этот элемент в самом меньшем количестве отмечен в конце эксперимента во 2-й опытной группе – 24,7 мг%, что достоверно меньше контроля на 4,1 мг% (р < 0,05). Вероятно, это связано в более высокой молочностью коров данной группы.
По содержанию цинка значимых изменений не обнаружено.
Важнейшим этапом исследований явилось определение молочной продуктивности коров в период раздоя. Несмотря на более концентрированный состав минерально-витаминного комплекса Кауфит Драй Экстра, наибольшую молочную продуктивность показали телки 2-й опытной группы, потребившие вместе с основным рационом Кауфит Драй Комплит (табл. 4).
Анализируя данные таблицы 4, можно сделать вывод, что за первые 90 сут лактации от коров, получавших в рационе Кауфит Драй Комплит, получено 2675,3 кг молока, это на 288,1 кг, или 12,1 % больше, чем от аналогов контрольной группы и на 155,3 кг, или 6,2 %, чем от сверстниц, которым скармливали Кауфит Драй Экстра.
Среднесуточные удои молока у коров 2-й опытной группы, получивших биологически активную добавку Кауфит Драй Комплит, оказались на 8,8 % выше, чем у сверстниц 1-й опытной группы (Кауфит Драй Экстра) и на 23,1 %, чем у животных контрольной группы (без добавки).
Массовая доля жира в молоке в среднем за 90 сут лактации в контрольной группе коров составила 4,4 %, что на 0,1 и 0,4 абс.% больше, чем в опытных группах. Массовая доля белка в контрольной и 2-й опытной группах составила 3,0 %, что на 0,1 абс.% ниже, чем в молоке коров 1-й опытной группы. От коров 1-й опытной группы получено молочного жира на 4,7 и 2,1 кг, или 4,5 и 2,0 % больше, чем от аналогов контрольной и 2-й опытной групп. Количество молочного белка в молоке коров 2-й опытной группы, животным которой скармливали Кауфит Драй Экстра в количестве 100 г/гол./сут, было на 16,1 и 11,0 кг, или 22,2 и 14,2 % больше, чем у аналогов контрольной и 1-й опытной групп.
Заключение. В результате проведенных исследований сделаны следующие выводы:
1. Крупный рогатый скот является достаточно чувствительным к несбалансированности рационов и любая необеспеченность животных даже по одному из элементов питания ведет к снижению усвоения питательных веществ, перерасходу кормов, нарушению обмена веществ, недополучению продукции и гибели животных.
2. Результаты биохимических исследований открывают все погрешности кормления животных. Поэтому, чтобы удовлетворить потребность животных в минеральных веществах, необходимо знать не только их содержание, но и степень их усвоения организмом, которая значительно изменяется в зависимости от вида, физиологического состояния, возраста и уровня продуктивности животных.
3. Несмотря на то, что в составе кормовой добавки Кауфит Драй Экстра содержится больше биологически активных элементов, чем в Кауфит Драй Комплит, от коров 2-й опытной группы, получавших меньшее количество вышеупомянутых соединений, получено больше молока за период раздоя на 6,2 % больше, чем в 1-й опытной группе, а по суточному удою молока превосходство составило 8,8 %.
4. Химический анализ крови подтверждает высокий уровень окислительно-восстановительных процессов в организме коров опытных групп. Тем не менее высокая концентрация биологически активных веществ не всегда приемлема и эффективна. На основании химического анализа крови возможен вариант выстраивания ведения эффективного животноводства в хозяйствах.