По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 69

BIM-технологии для московского метро

Е. Литвинцева специальный корреспондент

Летом 2019 года открылась первая очередь Некрасовской линии московского метро. Новая ветка, появления которой местные жители ждали больше 10 лет, решила многолетнюю транспортную проблему в восточной части города. Одной из трудностей проекта оказалась непростая гидрогеология территории. Справиться с этим помогли инновационные решения, использование технологии информационного моделирования, а также специально спроектированная система водоотведения на базе канализационных насосов GRUNDFOS.

Районы, расположенные за МКАД, долгое время оставались заложниками своей географии. Добраться до места работы или учебы их жителям было сложно: так, выйти в «большой город» можно было только через узкие «бутылочные горла» конечных станций линий метро, построенных еще в советское время.

На востоке Москвы в таком положении оказались четыре района: Новокосино, Жулебино, Косино-Ухтомский и Некрасовка. Первыми свои станции метро получили расположенные прямо за МКАДом Новокосино (в 2012 году) и Жулебино (в 2013-м). Однако ситуация в соседних с ними районах — Косино-Ухтомском с населением 80 тыс. жителей и Некрасовке с населением 72 тыс. жителей — от этого почти не улучшилась.

В 2012 году появился проект Некрасовской линии, которая должна была соединить четыре станции за МКАДом и затем продолжиться вдоль Рязанского проспекта до Нижегородской улицы. Строительные работы начались в 2013 году. В ходе их проведения впервые в истории московского метростроя под землей был проложен двухпутный тоннель диаметром 10 м, по которому поезда могут одновременно двигаться в двух направлениях.

Первый отрезок Некрасовской линии, соединивший станции «Некрасовка», «Лухмановская», «Улица Дмитриевского» и «Косино», открылся летом 2019 года, и уже готова к запуску вторая очередь, благодаря которой линия продолжится почти до центра Москвы.

При проходке Некрасовской линии применялись инновации, позволяющие решить проблему защиты подземной инфраструктуры от воды. Именно непростая гидрогеология была в прошлом одним из главных факторов, ограничивавших возможности строительства новых линий и станций метро. В наши дни эта проблема решается благодаря использованию особых технологий бетонирования и гидроизоляции тоннелей и станций, а для их защиты от аварийного подтопления применяют сложные системы сбора стоков и инновационное насосное оборудование.

Строительство двухпутных тоннелей потребовало применения новых инженерных решений в том, что касается отвода стоков и обустройства водоотливных установок. На строящемся участке второй очереди Некрасовской линии проходка тоннелей производилась закрытым способом, а вскрыть конструкции обделки можно было только в местах расположения станций. Это не позволяло проектировщикам разместить водоотливные установки в притоннельных выработках, и поэтому их расположили непосредственно в строительном объеме тоннеля, в пониженной точке трассы.

Для Цитирования:
Е. Литвинцева, BIM-технологии для московского метро. Проектные и изыскательские работы в строительстве. 2021;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: