Понятие «кураторство», происходя от латинского curare (заботиться), в наше время стало почти вездесущим. Барака Обаму называли «главным куратором» наследия Джорджа Буша-мл., Леонардо ДиКаприо — куратор благотворительного аукциона предметов искусства, Гвинет Пелтроу курирует свой сайт Goop, студентов в университете на протяжении учебы также сопровождает куратор. Этот список можно продолжать и далее. Из-за повсеместного употребления (иногда не к месту) понятия «кураторство» многие склонны воспринимать его как нечто несущественное, даже бессмысленное — пусть-де им развлекаются галеристы, урбанисты, музейщики, искусствоведы. Однако профессия куратора стала невероятно значимой за последние 25 лет. Один из самых ярких примеров — это Ханс Ульрих Обрист: он создает выставки, которые определяют направления современного искусства, выпускает книги, за последние два десятка лет совершил более двух тысяч поездок. Он же возглавил список самых влиятельных людей в современном искусстве, по версии журнала ArtReview (за 2016 год). Кураторы перестали быть чем-то второстепенным: теперь, по выражению немецкого критика Вилли Бонгарда, куратор — это «Папа Римский искусства».
Сегодня во всем мире кураторы, в свою очередь, взяли на вооружение модель биеннале. Это, пожалуй, наиболее подходящая модель для объединения такого разнообразного, транскультурного и глобального мира современного искусства. Феномен биеннале не только позволил представить все разнообразие возможных художественных форм и практик по всему миру: этот формат также служит площадкой для дебатов о диалектике периферии и центра, глобализма и глобализации, локального и интернационального, гибридности и фрагментации.
За последние двадцать лет к старейшему форуму мирового искусства, Венецианской биеннале, основанной в 1895 году, прибавилось множество других, проходящих на всех континентах. (Самыми популярными из них являются нью-йоркская Биеннале Уитни (проходит с 1932 года) и Биеннале в Сан-Паулу (проходит с 1951 года)). Несмотря на свое долголетие, биеннале в Венеции и в наши дни остается одним из наиболее важных и престижных мероприятий в мире искусства. Она включает в себя комплекс выставок, расположенных в национальных павильонах, и сборную экспозицию, за которую несет ответственность главный куратор. За национальные павильоны отвечает комиссар от соответствующей страны, он выбирает художников или только одного художника для ее представления.