По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Биеннале современного искусства и феномен кураторства

Диана Дубинина Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, философский факультет, Москва

О выставочной практике современного искусства, биеннале как основной модели функционирования и роли куратора и кураторства рассуждает Диана Дубинина.

Литература:

1. Баскар М. Принцип кураторства. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. — 360 с.

2. Мизиано В. Пять лекций о современном кураторстве. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. — 232 с.

3. Обрист Х.У. Краткая история кураторства. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. — 256 с.

4. Обрист Х.У. Пути кураторства. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. — 160 с.

5. О’Нил П. Культура кураторства и кураторство культур(ы). — М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. — 272 с.

8. Прилашкевич Е.Е. Кураторство в современной художественной практике: автореферат дис. кандидата искусствоведения. — СанктПетербург, 2009. — 25 с.

9. Смит Т. Осмысляя современное кураторство. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. — 272 с.

10. Соколова И.Б. Феномен куратора в пространстве культуры: эвристический потенциал // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2016. — № 5

11. Срыбная М.А. Критик, куратор, смысл в структуре арт-дискурса // Научные ведомости Белгородского государственного университета. — Серия: Гуманитарные науки. 2018. — Т. 2.

12. Шуберт К. Удел куратора. Концепция музея от Великой французской революции до наших дней. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. — 224 с.

13. Щербакова Е. Харальд Зееман: такой же первооткрыватель, как и все мы // Журнал «Логос», 2015. — Том 25.

14. Cautionary Tales: Critical Curating / Edited by Steven Rand, Heather Kouris. New York.: Apexart, 2007. — 125 p.

Понятие «кураторство», происходя от латинского curare (заботиться), в наше время стало почти вездесущим. Барака Обаму называли «главным куратором» наследия Джорджа Буша-мл., Леонардо ДиКаприо — куратор благотворительного аукциона предметов искусства, Гвинет Пелтроу курирует свой сайт Goop, студентов в университете на протяжении учебы также сопровождает куратор. Этот список можно продолжать и далее. Из-за повсеместного употребления (иногда не к месту) понятия «кураторство» многие склонны воспринимать его как нечто несущественное, даже бессмысленное — пусть-де им развлекаются галеристы, урбанисты, музейщики, искусствоведы. Однако профессия куратора стала невероятно значимой за последние 25 лет. Один из самых ярких примеров — это Ханс Ульрих Обрист: он создает выставки, которые определяют направления современного искусства, выпускает книги, за последние два десятка лет совершил более двух тысяч поездок. Он же возглавил список самых влиятельных людей в современном искусстве, по версии журнала ArtReview (за 2016 год). Кураторы перестали быть чем-то второстепенным: теперь, по выражению немецкого критика Вилли Бонгарда, куратор — это «Папа Римский искусства».

Сегодня во всем мире кураторы, в свою очередь, взяли на вооружение модель биеннале. Это, пожалуй, наиболее подходящая модель для объединения такого разнообразного, транскультурного и глобального мира современного искусства. Феномен биеннале не только позволил представить все разнообразие возможных художественных форм и практик по всему миру: этот формат также служит площадкой для дебатов о диалектике периферии и центра, глобализма и глобализации, локального и интернационального, гибридности и фрагментации.

За последние двадцать лет к старейшему форуму мирового искусства, Венецианской биеннале, основанной в 1895 году, прибавилось множество других, проходящих на всех континентах. (Самыми популярными из них являются нью-йоркская Биеннале Уитни (проходит с 1932 года) и Биеннале в Сан-Паулу (проходит с 1951 года)). Несмотря на свое долголетие, биеннале в Венеции и в наши дни остается одним из наиболее важных и престижных мероприятий в мире искусства. Она включает в себя комплекс выставок, расположенных в национальных павильонах, и сборную экспозицию, за которую несет ответственность главный куратор. За национальные павильоны отвечает комиссар от соответствующей страны, он выбирает художников или только одного художника для ее представления.

Для Цитирования:
Диана Дубинина, Биеннале современного искусства и феномен кураторства. Музей. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: