По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.43.068

Безразборный ремонт двигателей внутреннего сгорания трибосоставами

Дунаев А. В. д-р техн. наук, ФГБНУ ФНАЦ ВИМ
Шарифуллин С. Н. д-р техн. наук, профессор, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань
Костомахин М. Н. канд. техн. наук, вед. науч. сотр., ФГБНУ ФНАЦ ВИМ

Обобщены данные об избыточном водовыделении из выпускного тракта ДВС при его трибообработке серпентиновыми составами, что не соответствует обычным представлениям о работе ДВС. Приведены некоторые версии причин явления как признака начала безразборного ремонта изношенных сопряжений ДВС. Для оптимизации этого процесса предложено корректировать дозу вводимого трибосостава в соответствии с характером водовыделения.

Литература:

1. Балабанов В. И., Потапов Г. К. Способ безразборного восстановления трущихся соединений//Патент РФ 2062821. 1996. Бюл. № 18. С. 4.

2. Долгополов К. Н., Потеха В. Л., Любимов Д. Н. Трибология геомодифициро-ванных смазочных материалов: монография. — Гродно: ГГАУ, 2013. — 430 с.

3. Дунаев А. В. и др. Гипотезы механизмов действия ремонтно-восстановительных серпентиновых трибосоставов//Нанотехника. — 2012. — № 4 (32). — С. 58–63.

4. Дунаев А. В. Модернизация изношенной техники с применением трибопрепаратов/А. В. Дунаев, С. Н. Шарифуллин. — Казань: Казан. ун-т, 2013. — 272 с.

5. Дунаев А. В., Филиппова Е. М. Нетрадиционная триботехника для повышения ресурса автотракторной техники. Итоги 25-летнего развития. — М.: ФГБНУ ГОСНИТИ, 2017. — 256 с.

6. Зуев В. В. Энергоплотность, свойства минералов и энергетическое строение Земли. — СПб.: Наука, 1995. — 128 с.

7. Лазарев С. Ю. О концептуальных вопросах исследований трибологии природных минеральных материалов. — М.: Труды ГОСНИТИ, Т. 124. — Ч. 2. — С. 47–52.

8. Пустовой И. Ф. 14-летний опыт питерской РВС-технологии. — М.: Труды ГОСНИТИ, 2011. — Т. 107. — Ч. 2. — С. 38–40.

9. Шабанов А. Ю. Очерки современной автохимии. Мифы или реальность. — СПб., 2004. — 216 с.

10. Xiao W., Junwei W., Xicheng W., Rende L., Qi C. The eff ect of serpentine additive on energy-saving and auto-reconditioning surface lauer formation //Industrial Lubricant and Tribology. — March 2017.

11. Игнатов В. И., Дорохов А. С., Мишина З. Н., Герасимов В. С. Способы поддержки жизненного цикла сельскохозяйственной техники//Техника и оборудование для села. — 2018. — № 10. — С. 40–43. EDN YOGJLV.

Использование природных минералов для повышения эксплуатационных характеристик механизмов для безразборного ремонта автотракторной техники насчитывает в России уже 30 лет [1–9]. Основа этому — научное открытие № 323 «Свойство высокоэнергоплотных минеральных веществ изменять параметры триботехнических систем» от 16.11.1995.

В открытии приведены показатели минералов, которыми можно частично решать проблему трения и износа деталей. Наиболее эффективными являются высокодисперсные порошки разновидностей серпентина (антигорит, хризотил, лизардит 1 Т) с единой структурной формулой Mg6 [Si4O10] (OH)8, хотя идентифицируются рентгенофазовым анализом различно. Так, при анализе 15 серпентинов на дифрактометре XRD 6000 Наноцентра ГОСНИТИ [4, 5] библиотека спектров ICDD показала в них до 12 несколько отличающихся минералов.

Эти минералы — добавки, а не присадки к маслам. Серпентиновые трибосоставы (или геомодификаторы трения, ГМТ) наращивают на железистых поверхностях в трении антифрикционные износостойкие покрытия сложного состава, а присадки улучшают рабочие свойства масел.

Безразборным ремонтом в РФ обработано более миллиона различных агрегатов: автотракторных ДВС, тепловозных и судовых дизелей, гидроагрегатов, КП, ведущих мостов машин и др. Эта технология применяется и в других странах [2, 8, 10]:

• в Японии ремонт автомобилей производства ведут 27 техцентров;

• то же — в Финляндии;

• в Китае реализуется госпрограмма такого ТО на ж.-д. транспорте;

• известна практика ремонта дизелей и оборудования судов в Германии, частные обработки моторов большегрузных карьерных автосамосвалов во Вьетнаме, автомоторов в Италии, Сан-Марино, Испании, Чехии, в других странах.

ООО «НПТК «СУПРОТЕК» (СПб) выпускало для 30 стран Европы до 100 тыс. флаконов с серпентинами смазочных и промывочных масел, пластичных смазок, очистителей топливных систем ДВС, притирочные пасты. Серпентиновые трибосоставы, кроме 20 фирм России, производят в Японии, Германии, Швеции. Свои трибосоставы имеют некоторые европейские страны и США.

Для Цитирования:
Дунаев А. В., Шарифуллин С. Н., Костомахин М. Н., Безразборный ремонт двигателей внутреннего сгорания трибосоставами. Современные методы технической диагностики и неразрушающего контроля деталей и узлов. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: