Смазочные среды в сопряжениях трения должны обеспечивать антиизносные, антифрикционные и антикоррозионные действия [1, 3–5], а моторные масла — также и нейтрализацию кислых продуктов от сгорания сернистых топлив. Для этого используют сбаланированными пропорциями пакеты присадок для придания маслам для двигателей внутреннего сгорания высоких моторных свойств.
Подспорьем к присадкам, вводимым в базовые масла при изготовлении товарных масел, являются добавки — профилактические и ремонтно-восстановительные трибопрепараты [2, 4, 5], не взаимодействующие с маслами — с их доставщиками, но работающими с поверхностями трения.
Механизмы работы трибопрепаратов исследованы мало. По аналогии с компонентами масел и их присадок [1] трибопрепараты на конкурентной основе могут действовать по следующим механизмам:
А. Физическая адгезия (от adhaesio — «прилипание») твердых и жидких тел под действием сил Ван-дер-Ваальса межмолекулярного взаимодействия; эта адгезия действует до температур десорбции их компонентов (для масел и присадок — 120–150 °С). Энергия физической адгезии не превышает 10 ккал/моль адсорбированного вещества, а хемосорбции — в 2–3 раза выше [1].
Количественно адгезия оценивается удельной (к площади поверхностей) работой, затрачиваемой на отделение тел, и зависит от способа отделения: сдвига или отрыва. Адгезия может быть и сильнее сил сцепления частиц в теле, когда отрыв происходит внутри наименее прочного из соприкасающихся тел. Адгезия происходит, например, при окрашивании, склеивании, лужении, паянии, сварке.
Адгезия компонентов масла и присадок происходит лучше, если их макромолекулы полярны с большим числом химически активных функциональных групп, прочно удерживаются одним концом в своей трибосреде, а другим — к поверхности металла, образуя ориентированный мультимолекулярный ворс. Поэтому для повышения адгезии масел в состав присадок вводят активные компоненты, производят электростатическую и иную обработку масел. Но в некоторых случаях адгезия повышает трение из-за увеличения сопротивления сдвигу приповерхностных слоев смазки и даже может повышать износ.