По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.955:613.956 DOI:10.33920/med-08-2304-04

Безопасность цифровой образовательной среды для здоровья старшеклассников и студентов вуза при дистанционном обучении

Шубочкина Евгения Ивановна доктор медицинских наук, ведущий специалист лаборатории комплексных проблем гигиенической оценки и экспертизы, ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России, 111999, г. Москва, Ломоносовский пр-т, д. 2, стр. 1, e-mail evshub@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-3557-3867
Блинова Елена Геннадьевна доктор медицинских наук, профессор кафедры общей гигиены и гигиены детей и подростков Омского медицинского университета Минздрава России, 644099, г. Омск, ул. Ленина, д. 12, e-mail hygienebeg@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-8725-7084
Иванов Виктор Юрьевич доктор медицинских наук, заместитель главного врача, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве», 129626, г. Москва, Графский пер., 4, корп. 2, 3, 4, e-mail: viktor_ivanov_08@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-8136-0096
Айзятова Марина Викторовна врач по общей гигиене отдела гигиены детей и подростков, филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве в Северо-Восточном Административном округе» (г. Москва, ул. Летчика Бабушкина, д. 19/1), младший научный сотрудник лаборатории комплексных проблем гигиены детей и подростков, ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России (111999, г. Москва, Ломоносовский пр-т, д. 2, стр. 1), e-mail: 9855123020@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0381-3253

Развитие технологий, использующих электромагнитное поле (ЭМП) радиочастотного диапазона, стало ведущим трендом, связанным с необходимостью беспроводной передачи данных. Это сделало возможным дистанционное обучение школьников и студентов в опасной эпидемической ситуации. Накоплены данные о чувствительности организма человека к действию ЭМП. Цель работы: оценка условий обучения школьников в кабинетах информатики, а также влияние онлайн-обучения на здоровье старшеклассников и студентов вуза. По результатам онлайн-опроса школьников и студентов по авторской анкете сформирована база данных и проведена оценка условий дистанционного обучения. С использованием инструментальных исследований выполнена оценка условий обучения в кабинетах информатики. Материалы обрабатывались с использованием критерия достоверности χ² и оценкой риска здоровью RR. Данные контроля в кабинетах информатики показали несоответствие температуры, влажности воздуха, ионизации воздуха, освещенности, шума нормативным требованиям, кроме уровней ЭМП. При онлайн-обучении установлена высокая продолжительность пребывания старшеклассников и студентов в цифровой среде, включающая процесс обучения, домашние задания, досуг в Интернете. В структуре жалоб, связанных с учебой онлайн и выполнением домашних заданий, были ухудшение зрения за последний год, головные боли, боли в спине, раздражительность, усталость глаз, ощущение сухости в глазах. Снижалось время на сон и физическую активность. Получены данные, подтверждающие необходимость охраны здоровья обучающихся в цифровой среде с обеспечением безопасных условий для зрительной работы, ограничением времени использования цифровых устройств, повышением грамотности всех пользователей.

Литература:

1. Григорьев О.А., Гошин М. Е., Прокофьева А.С., Алексеева В.А. Особенности национальной политики, определяющей подходы к гигиеническому нормированию электромагнитного поля радиочастот в различных странах. Гигиена и санитария. 2019; 98 (11): 1184–1190. doi: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-11-1184-1190

2. Sannino A., Zeni O., Romeo S., Massa R., Gialanella G., Grossi G. et al. Adaptive response in human blood lymphocytes exposed to non-ionizing radiofrequency fields: resistance to ionizing radiation-induced damage. J Radiat Res. 2014; 55: 210–7.

3. Birks L., Guxens M., Papadopoulou E., Alexander J., Ballester F., Estarlich M. et al. Maternal cell phone use during pregnancy and child behavioral problems in five birth cohorts. Environ Int. 2017; 104: 122–31.

4. Carter B., Rees P., Hale L., Bhattacharjee D., Paradkar M. S. Association between portable screen-based media device access or use and sleep outcomes: a systematic review and meta-analysis. JAMA Pediatr. 2016; 170: 1202–8.

5. Соломай Т.В., Сырцова М.А. Характеристика двигательной активности студентов старших курсов медицинского вуза по результатам анкетирования. Санитарный врач. 2016; 1: 27–31.

6. Сырцова М.А., Соломай Т.В. Гигиенические аспекты реструктуризации организаций общего образования и интенсификации образовательного процесса. Санитарный врач. 2016; 8: 38–42.

7. Булычева Е.В. Психическое здоровье детей и подростков школьного возраста: вызовы XXI века (обзор). Оренбургский медицинский вестник. 2021; Т. IX, 1 (33): 5–9.

8. Александрова И.Э., Степанова М.И., Айзятова М.В. Обеспечение безопасных для здоровья условий обучения школьников в цифровой образовательной среде. Санитарный врач. 2019; 5: 48–52.

9. Лангуев К.А., Богомолова Е.С. Гигиенические проблемы цифровой образовательной среды и пути их разрешения (Обзор). Санитарный врач. 2022; 7: 483–491. doi: 10.33920/med-08-2207-05

10. Гуменюк О.И., Черненков Ю.В., Ильина С.С., Руденко Ю.В. Особенности использования дистанционных технологий в обучении студентов медицинского вуза. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2021; 3: 42–43.

11. Сетко Н.П., Коршунова Р.В. Гигиеническая характеристика факторов риска нарушения зрения у студентов. Санитарный врач. 2021; 2: 37–43. doi: 10.33920/med-08-2102-04

12. Сетко Н.П., Булычева Е.В., Сетко А. Г., Пархета К.А. Гигиеническая характеристика факторов риска развития интернет-зависимости у студентов медицинского образовательного учреждения высшего образования. Оренбургский медицинский вестник. 2021; Т. VII, 2 (26): 68–72.

13. Григорьев О.А. Гигиенические проблемы использования детьми устройств информационно-компьютерных технологий. Гигиена и санитария. 2022; 101 (10): 1214–1222. doi:10.47470/0016-9900-2022-101-10-1214-1222

14. Походзей Л.В., Пальцев Ю.П., Руднева Е.А. Гигиеническая оценка электромагнитной обстановки на компьютеризированных рабочих местах: история и современное состояние. Гигиена и санитария. 2019; 98 (11): 1196– 1200. doi: 10.18821/0016-9900-2019-98-11-1196-1200

1. Grigoryev O.A., Goshin M. E., Prokofieva A. S., Alekseeva V.A. Features of national policies that define approaches to hygienic standardization of the electromagnetic field of radio frequencies in different countries. Gigiena i sanitariya. 2019; 98 (11): 1184–1190. doi: 10.18821/0016-9900-2019-98-11-1184-1190 (in Russian)

2. Sannino A., Zeni O., Romeo S., Massa R., Gialanella G., Grossi G. et al. Adaptive response in human blood lymphocytes exposed to non-ionizing radiofrequency fields: resistance to ionizing radiation-induced damage. J Radiat Res. 2014; 55: 210–7.

3. Birks L., Guxens M., Papadopoulou E., Alexander J., Ballester F., Estarlich M. et al. Maternal cell phone use during pregnancy and child behavioral problems in five birth cohorts. Environ Int. 2017; 104: 122–31.

4. Carter B., Rees P., Hale L., Bhattacharjee D., Paradkar M. S. Association between portable screen-based media device access or use and sleep outcomes: a systematic review and meta-analysis. JAMA Pediatr. 2016; 170: 1202–8.

5. Solomay T.V., Syrtsova M.A. Characteristics of motor activity of senior medical university students according to the results of the questionnaire. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2016; 1: 27–31. (in Russian)

6. Syrtsova M.A., Solomay T.V. Hygienic aspects of the restructuring of general education organizations and the intensification of the educational process. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2016; 8: 38–42. (in Russian)

7. Bulycheva E.V. Mental health of children and adolescents of school age: challenges of the XXI century (review). Orenburgskij medicinskij vestnik. 2021; Volume IX. 1 (33): 5–9. (in Russian)

8. Alexandrova I. E., Stepanova M. I., Aizatova M.V. Ensuring healthy learning conditions for schoolchildren in a digital educational environment. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2019; 5: 48–52. (in Russian)

9. Languev K.A., Bogomolova E.S. Hygienic problems of the digital educational environment and ways to solve them (Review). Sanitary Languev K.A., Bogomolova E.S. Hygienic problems of the digital educational environment and ways to solve them (Review). Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2022; 7: 483–491. doi: 10.33920/med-08-2207-05 (in Russian)

10. Gumenyuk O. I., Chernenkov Yu.V., Ilyina S. S., Rudenko Yu.V. Features of the use of remote technologies in teaching medical university students. Voprosy shkol’noi i universitetskoi meditsiny i zdorov’ya. 2021; 3: 42–43. (in Russian)

11. Setko N.P., Korshunova R.V. Hygienic characteristics of risk factors of visual impairment in students. Sanitarnyj vrach. 2021; 2: 37–43. doi: 10.33920/med-08-2102-04 (in Russian)

12. Setko N.P., Bulycheva E.V., Setko A.G., Parkheta K.A. Hygienic characteristics of risk factors for the development of Internet addiction among students of a medical educational institution of higher education. Orenburgskij medicinskij vestnik. 2021; Vol. VII No. 2 (26): 68–72. (in Russian)

13. Grigoriev O.A. Hygienic problems of using information and computer technology devices by children. Gigiena i sanitariya. 2022; 101 (10): 1214–1222. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-10-1214-1222 (in Russian)

14. Pokhodzey L.V., Paltsev Yu.P., Rudneva E.A. Hygienic assessment of the electromagnetic environment in computerized workplaces: history and current state. Gigiena i sanitariya 2019; 98 (11): 1196–1200. doi: 10.18821/0016-9900-2 019-98-11-1196-1200 (in Russian)

Правительством Российской Федерации 2 декабря 2015 г. № 2471-р была опубликована «Концепция информационной безопасности детей»1. Концепция информационной безопасности детей раскрывает стратегическую цель государственной политики в данной области. Она заключается в обеспечении гармоничного развития подрастающего поколения при условии минимизации негативных факторов, которые связаны с формированием гиперинформационного общества. Развитие технологий, использующих электромагнитное поле (ЭМП) радиочастотного диапазона, стало ведущим направлением нашего века, обусловленным цифровизацией и необходимостью беспроводной передачи данных для большого количества потребителей. Российский подход в сфере электромагнитной безопасности основан на том, что государство берет на себя ответственность за научное обоснование предельных уровней и реализует контрольно-надзорные функции, что должно исключать нанесение вреда здоровью [1].

Цель работы — оценка условий обучения в компьютерных классах и кабинетах информатики, а также влияния дистанционного обучения на показатели состояния здоровья, самочувствие и образ жизни старшеклассников и студентов вуза.

Проведена оценка условий обучения в кабинетах информатики в 22 школах г. Москвы Северо-Восточного округа с использованием инструментальных исследований за 2021 и 2022 гг. в порядке периодического контроля. Оценивались параметры микроклимата, концентрация аэроионов, освещенность при использовании люминесцентных и светодиодных светильников, шум, электромагнитные поля разной частоты. Результаты инструментальных замеров (микроклимат, концентрация аэроионов, освещенность при использовании разных источников, шум, электромагнитные поля) оценивались по существующим гигиеническим нормативам, СанПиН 1.2.3685–21. Данные онлайн-опроса старшеклассников (91 чел.) и студентов вуза (43 чел.) при дистанционном обучении, выполненные по авторской анкете, включавшей вопросы организации обучения онлайн (продолжительность обучения, время на выполнение домашних заданий, досуг в Интернете) и показатели самочувствия (самочувствие, жалобы, связанные с общей и зрительной нагрузкой, продолжительность сна, занятия спортом). Материалы обрабатывались с использованием критерия достоверности χ2 и оценкой риска здоровью RR.

Для Цитирования:
Шубочкина Евгения Ивановна, Блинова Елена Геннадьевна, Иванов Виктор Юрьевич, Айзятова Марина Викторовна, Безопасность цифровой образовательной среды для здоровья старшеклассников и студентов вуза при дистанционном обучении. Санитарный врач. 2023;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: