В последнее время в обществе, в том числе во властных структурах государства, все чаще раздаются голоса о необходимости привлечения профсоюзов в поддержку решения приоритетных задач социально-экономического развития страны, в том числе проблем, связанных с повышением качества охраны труда на производстве. Важным шагом в этом направлении является, например, разработка проекта ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 29 Трудового кодекса Российской Федерации и статью 3 ФЗ „О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”», призванного помочь активизации деятельности профсоюзов и их первичных организаций в рамках социального партнерства.
Принятие законопроекта обеспечит возможность профсоюзам по собственному усмотрению определять свою организационную структуру, в том числе посредством создания не упоминающихся в действующем в настоящий момент Законе о профсоюзах и профорганизациях структурных подразделений. В данной статье речь идет о месте и функциях института уполномоченных по охране труда в производственных организациях.
Согласно законодательству, институт уполномоченных по охране труда создается в рамках правового регулирования трудовых отношений для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников на предприятиях и в организациях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников. Государственный и общественный контроль за охраной труда в комплексе оказывают существенное влияние на снижение количества несчастных случаев на производстве.
Общественный контроль за условиями и охраной труда является важной частью социального партнерства и осуществляется профессиональными союзами. В соответствии с частью 7 статьи 370 Трудового кодекса РФ профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, который уполномочен на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, иными федеральными органами исполнительной власти, которые осуществляют функции по контролю и надзору в указанной сфере деятельности.