Учреждения среднего профессионального образования являются основным типом учебных заведений по подготовке квалифицированных рабочих кадров, в которых одновременно с профессией подростки получают и завершают среднее образование [5].
Структура и условия учебного процесса в профессиональном образовательном учреждении по сравнению со школой значительно осложняются. Обучение сопровождается изучением специальных дисциплин и освоением профессиональных навыков, происходит столкновение с воздействующими на организм факторами производственной среды и трудового процесса [6] на которые подростковый организм реагирует более остро по сравнению с организмом взрослого человека. Кроме того, в профессиональных образовательных организациях создаются условия обучения и воспитания, не отвечающие требованиям санитарных правил и норм.
Поскольку состояние здоровья современных подростков продолжает ухудшаться, увеличивается инвалидность среди подростков, всё большее внимание исследователей привлекают стратегии социального развития людей, оказывающихся в специализированных (нестандартных) условиях существования. Одной из таких категорий людей являются дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья [4], профессиональная подготовка и обучение для которых являются неотъемлемой частью программы их реабилитации.
Целью исследования явилось изучение условий профессиональной подготовки подростков с ограниченными возможностями, осваивающих профессию оператора швейного оборудования, и разработка мероприятий по охране здоровья обучающихся.
Для выполнения поставленной цели проведено комплексное исследование. В исследовании приняли участие 72 подростка в возрасте от 15 до 18 лет, обучающихся в профессиональном образовательном учреждении для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья г. Саратова.
Гигиеническая оценка организации и условий обучения проводилась в соответствии с СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования».