Транспортная безопасность и антитеррористическая защищенность объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ) должны достигаться на всех этапах его технологического развития. И если после ввода ОТИ в эксплуатацию права на его использование (передача в собственность или хозяйственное ведение) и ответственность за обеспечение безопасности возложены на субъект транспортной инфраструктуры, то надлежащая защита ОТИ на этапе его проектирования и строительства долгое время была вне поля нормативных правовых актов.
Существенные изменения наступили после издания постановления Правительства РФ от 23.01.2016 № 29 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства и требований по обеспечению транспортной безопасности объектов (зданий, строений, сооружений), не являющихся объектами транспортной инфраструктуры и расположенных на земельных участках, прилегающих к объектам транспортной инфраструктуры и отнесенных в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации к охранным зонам земель транспорта, и о внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
Прежде всего стоит отметить, что ответственность за обеспечение безопасности на этапе проектирования и строительства ОТИ возложена на застройщика, который, кроме выполнения строительных норм и стандартов, обязан исполнять требования законодательства по транспортной безопасности. Такие требования относятся к ОТИ воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта, городского наземного электрического транспорта, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, метрополитена и включают в себя систему мер, реализуемых застройщиками ОТИ.
Указанные требования распространяются не только на вновь создаваемые объекты строительства, но и на уже функционирующие ОТИ, которые подвергаются капитальному ремонту и реконструкции.
Застройщик ОТИ устанавливает предварительную категорию строящегося ОТИ исходя из количества категорий и следующих критериев категорирования: