Повседневная жизнь и работа железнодорожника — это непрерывное соблюдение требований безопасности. Без наличия инстинкта самосохранения, сохранения жизни и здоровья других, целостности имущества и природной среды работать на транспорте противопоказано! Как говорил один из начальников станции на предсменных инструктажах: «Даже если при перекапывании своего огорода вы наткнулись на кем-то давно выброшенный ржавый рельс — посмотрите налево и направо!»
Для достижения безопасности во всех странах мира задействуются все источники влияния на общество и личность: государственные, производственные, общественные. На железнодорожном транспорте Российской Федерации действуют законы РФ, приказы Минтранса России, приказы и распоряжения железнодорожных компаний, которые в значительной мере наполнены предписаниями в отношении безопасности и пронизаны практическим «кровавым» прошлым опытом последствий недоучета обеспечения безаварийной деятельности.
К разработке этих документов, хотя и не на регулярной основе, привлекаются научно-исследовательские организации, которые вносят в них положения исходя из научных подходов к безопасности. Но кто-нибудь из специалистов может сказать, что он знаком с человеком, имеющим звание кандидата наук в области безопасности? Или доктора наук в этой же области?
Есть кандидаты и доктора технических, химических, педагогических, медицинских, даже философских, политических и других наук, которые в той или иной степени делали определенный вклад в научное решение вопросов безопасности в целом или в отдельных видах безопасности. Но среди них невозможно найти кандидатов или докторов наук в области безопасности — такое не может встретиться хотя бы потому, что наука о безопасности не фигурирует в официальном классификаторе отраслей науки и присвоение научных званий в этой области не может быть признано научным сообществом.
А что на самом деле? Можно ли считать безопасность самостоятельной отраслью науки наряду с физикоматематическими, биологическими, психологическими, историческими отраслями? Или это всего лишь некий принцип существования и развития объективной реальности, одно из условий обеспечения целостности объектов и жизнедеятельности организмов (рис. 1), определенная совокупность факторов для обеспечения функционирования всего того, что ценно в человеческом представлении, и на самостоятельную отрасль науки претендовать не может?