По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.2.08:001

Безопасность как наука

В. М. Рудановский канд. техн. наук, E-mail: rudanovsckyv@yandex.ru

Рассматривается место вопросов обеспечения безопасности в исследованиях различного характера и различных видов деятельности, в том числе на железнодорожном транспорте. Обосновывается правомерность признания науки безопасности как самостоятельной отрасли науки, имеющей все необходимые для нее общие признаки науки, а также свои специфические функциональные и методологические признаки. Отмечается одно из главных направлений развития науки безопасности на предстоящий период — исследование фактора применения искусственного интеллекта и трансформации человеческого фактора в аспекте обеспечения безопасности. Предлагается выделить науку безопасности в самостоятельную отрасль науки и отразить это в Общероссийском классификаторе специальностей высшей научной квалификации (ОКСВНК).

Литература:

1. Безопасность жизнедеятельности // Материал из «Википедии» — свободной энциклопедии. — URL: http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Безопасность_жизнедеятельности&oldid=109255764 (дата обращения: 17.03.2021).

2. Литвинов Э.П. Безопасность как философская категория // Электронное научное издание «Альманах “Пространство и время”». — 2014. — Т. 7. — Вып. 1. — 10 с. — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast7-1.2014.12.

3. Рудановский В.М. Подходы к классификации в мире безопасностей // Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. — 2021. — № 6. — C. 32–42.

4. Рудановский В.М. Классификация видов безопасности // Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. — 2022. — № 3. — C. 6–18.

5. Наука // Материал из «Википедии» — свободной энциклопедии. — URL: http://ru.wikipedia. org/wiki/Наука (дата обращения: 25.10.2022).

6. ОК 017-2013 Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации (ОКСВНК). — URL: http://www.okpd.org (дата обращения: 25.10.2022).

Повседневная жизнь и работа железнодорожника — это непрерывное соблюдение требований безопасности. Без наличия инстинкта самосохранения, сохранения жизни и здоровья других, целостности имущества и природной среды работать на транспорте противопоказано! Как говорил один из начальников станции на предсменных инструктажах: «Даже если при перекапывании своего огорода вы наткнулись на кем-то давно выброшенный ржавый рельс — посмотрите налево и направо!»

Для достижения безопасности во всех странах мира задействуются все источники влияния на общество и личность: государственные, производственные, общественные. На железнодорожном транспорте Российской Федерации действуют законы РФ, приказы Минтранса России, приказы и распоряжения железнодорожных компаний, которые в значительной мере наполнены предписаниями в отношении безопасности и пронизаны практическим «кровавым» прошлым опытом последствий недоучета обеспечения безаварийной деятельности.

К разработке этих документов, хотя и не на регулярной основе, привлекаются научно-исследовательские организации, которые вносят в них положения исходя из научных подходов к безопасности. Но кто-нибудь из специалистов может сказать, что он знаком с человеком, имеющим звание кандидата наук в области безопасности? Или доктора наук в этой же области?

Есть кандидаты и доктора технических, химических, педагогических, медицинских, даже философских, политических и других наук, которые в той или иной степени делали определенный вклад в научное решение вопросов безопасности в целом или в отдельных видах безопасности. Но среди них невозможно найти кандидатов или докторов наук в области безопасности — такое не может встретиться хотя бы потому, что наука о безопасности не фигурирует в официальном классификаторе отраслей науки и присвоение научных званий в этой области не может быть признано научным сообществом.

А что на самом деле? Можно ли считать безопасность самостоятельной отраслью науки наряду с физикоматематическими, биологическими, психологическими, историческими отраслями? Или это всего лишь некий принцип существования и развития объективной реальности, одно из условий обеспечения целостности объектов и жизнедеятельности организмов (рис. 1), определенная совокупность факторов для обеспечения функционирования всего того, что ценно в человеческом представлении, и на самостоятельную отрасль науки претендовать не может?

Для Цитирования:
В. М. Рудановский, Безопасность как наука. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2023;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: