По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.4: 625.03: 625.04

Безопасность движения грузовых поездов и влияние конструкции тележки на работоспособность элементов системы «Вагон — путь»

В. А. Нехаев д-р техн. наук, профессор, профессор кафедры «Теоретическая механика», Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), г. Омск, Маркса пр., д.35, e-mail: nehaevVA@omgups.ru
В. А. Николаев д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой «Теоретическая механика», Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), г. Омск, Маркса пр., д.35, e-mail: nikolaevVA@omgups.ru
Е. П. Челтыгмашев аспирант кафедры «Теоретическая механика», Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), г. Омск, Маркса пр., д. 35

В статье показана острая необходимость повышения безопасности движения грузовых поездов и конкурентоспособности Российских железных дорог. Доказано, что повышение осевой нагрузки в новых конструкциях грузовых вагонов с тележками, которые имеют типовую схему рессорного подвешивания, ведет к увеличению дефектов рельсов и угрожает безопасности движения поездов. Показаны преимущества тележек с рессорным подвешиванием, основанным на принципе компенсации внешних возмущений.

Литература:

1. Трихунков М. Ф. Транспортное производство в условиях рынка. — М.: Транспорт, 1993. — 225 с.

2. Шарапов С. Н. Проблемы создания малообслуживаемого пути // Железнодорожный транспорт. — 2001. — №3. — С. 25–32.

3. Коган А. Я. Воздействие на путь поездов, имеющих в своем составе вагоны с ползунами на колесных парах // Вестник ВНИИЖТ. — 2014. — №3. — С. 3–7.

4. Титова Т. С. Экономическая эффективность увеличения грузоподъемности вагонов / Т. С Титова, Ю. П. Бороненко // Железнодорожный транспорт. — 2018. — №5. — С. 55–61.

5. КарпущенкоН.И. Оценка и прогнозирование надежности рельсов в различных эксплуатационных условиях / Н. И. Карпущенко, П. С. Труханов // Известия Транссиба. — 2016. — №2. — С. 118–126.

6. Степов В. В. Эксплуатация вагонов с повышенной осевой нагрузкой на участке Ковдор — Мурманск // Железнодорожный транспорт. — 2016. — №10. — С. 19–22.

7. Вериго М. Ф. Еще раз о приёчинах и механизмах контактно- усталостных отказов рельсов // Вестник ВНИИЖТ. — 2001. — №5. — С. 21–26.

8. Ходовые качества грузового вагона на тележках ДП-3 / Е. К. Рыбников и др. // Вестник ИПЕМ: Техника железных дорог. — 2012. — №2. — С. 59–63.

9. Галиев И. И. Методы и средства виброзащиты железнодорожных экипажей / И. И. Галиев, В. А. Нехаев, В. А. Николаев. — М.: Учебно-методический центр по образованию на ж.-д. транспорте, 2010. — 340 с.

10. Кудрявцев Н. Н. Определение вертикальных возмущений, вызывающих колебания обрессоренных частей вагона при движении по рельсовому пути / Н. Н. Кудрявцев, В. Н. Белоусов, Г. П. Бурчак // Вестник ВНИИЖТ. — 1982. — Вып. 5. — С. 3–9.

11. Ларин В. Б. Статистические задачи виброзащиты. — Киев: Наукова думка,1974. — 127 с.

12. Николаев В. А. Оценка влияния параметров рессорного подвешивания грузового вагона на показатели его динамических качеств и безопасность движения // Известия Транссиба. — 2017. — №1 (29). — С. 17–27.

Известно, что железнодорожный транспорт является одной из ключевых отраслей экономики Российской Федерации, при этом основная прибыль АО «РЖД» достигается за счет грузоперевозок. В настоящее время мировые тенденции развития конкуренции на транспортном рынке требуют существенного повышения технического и технологического уровня Российских железных дорог, которым крайне необходимо резко ускорить свое развитие, чтобы сократить разрыв со своими зарубежными и внутренними конкурентами, в том числе с трубопроводным транспортом, а также с грузовым автомобильным транспортом и Северным морским путем. В настоящее время в модельном парке Российских железных дорог отсутствуют грузовые локомотивы, грузовые вагоны и подвижной состав для перевозки контейнеров с конструкционной скоростью 140 км/ч, что сдерживает развитие ускоренных контейнерных перевозок, в первую очередь по международному транспортному коридору «Восток — Запад» и снижает их конкурентоспособность. Несмотря на благоприятное географическое расположение Транссиба, доля мирового грузооборота перевозимых по нему контейнеров составляет всего 1%. При этом, как заявил президент Казахстана Н. А. Назарбаев, в 2019 г. железными дорогами республики будет перевезено 2 млн контейнеров из стран Южно-Азиатского региона.

Низкая ходовая скорость движения грузовых поездов препятствует развитию скоростного и высокоскоростного движения пассажирских поездов.

В связи с этим существует острая необходимость решения ключевых проблем, которые ограничивают техническое и технологическое развитие железнодорожного транспорта.

Исходя из этой главной цели, направленной на повышение технико-экономической эффективности показателей эксплуатации железнодорожного транспорта в сете задач, недавно поставленных Президентом РФ, вытекают две ключевые проблемы Российских железных дорог:

1) недостаточный уровень надежности технических средств;

2) острая необходимость повышения провозной и пропускной способности и снижение эксплуатационных затрат на тягу поездов и ремонт инфраструктуры.

Для Цитирования:
В. А. Нехаев, В. А. Николаев, Е. П. Челтыгмашев, Безопасность движения грузовых поездов и влияние конструкции тележки на работоспособность элементов системы «Вагон — путь». Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2019;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: