По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: : 621.182.23

Безлюфтовый двухканальный регулируемый электропривод

Теряев В.И. канд. техн. наук, доцент, КПИ им. Игоря Сикорского,
Стяжкин В.П. канд. техн. наук, ст. научный сотрудник, Институт электродинамики НАНУ,
Гаврилюк С.И. аспирант, Институт электродинамики НАНУ, Киев, Украина

Предложено новое техническое решение на основе использования безлюфтового электромеханического дифференциала в сочетании с принципом двухканального управления, которое обеспечивает повышение точности и увеличение диапазона регулирования скорости электропривода.

Литература:

1. Стяжкін В.П. Автоматизована система керування безредукторними електроприводами суднових навігаційних РЛС / В.П.  Стяжкін, С. І.  Гаврилюк // Електроніка та зв'язок. Науково-технічний журнал. — Київ: Том 21, № 4 (93), 2016.

2.  Патент України №122234 Безлюфтовий двоканальний слідкуючий електропривод / В. І. Теряев, В.П. Стяжкін, С. І. Гаврилюк, опубл. 26.12.2017, Бюлл. №24.

3. Попович  М. Г. Особливості синтезу та дослідження електромеханічних систем з послідовною корекцією та частотнорегульованими асинхронними двигунами // М. Г.  Попович, В. І.  Теряєв, О. І.  Кіселичник, С. О.  Бур'ян.  — Вісник Кременчуцького державного політехнічного університету. — Кременчук: КДПУ, 2007. — Вип. 3/2007 (44) частина 2. — С. 12–16.

Существует ряд механизмов с вращательным и поступательным движением исполнительного органа, которые работают на низких скоростях и имеют повышенные требования к точности и диапазону регулирования выходных координат. К таким механизмам относятся роботы, манипуляторы, металлообрабатывающие станки различного технологического назначения, радиотелескопы, средства видеонаблюдения, системы наведения вооружения, антенны радиолокационных станций (РЛС) в том числе.

Одним из главных элементов любой РЛС является антенна, вращение которой осуществляется электроприводом (ЭП). ЭП РЛС должен обеспечить высокую статическую и динамическую точность отработки угловых координат положения и скорости, быть надежным, энергоэффективным и ремонтопригодным.

На антенны РЛС действует резкопеременная ветровая нагрузка, а в случае их установки на подвижных объектах (автомобилях, судах) имеет место качка. ЭП РЛС должен быть рассчитан на безотказную работу во всем диапазоне ветровой нагрузки (1–50 м/с) и в неблагоприятных внешних условиях.

Поскольку скорость вращения большинства антенн РЛС лежит в пределах 10–60 об/мин, в системах ЭП используют редукторы, которые нуждаются в дополнительном обслуживании, вносят люфты в кинематическую цепь и тем самым ограничивают точность и долговечность всей системы.

Актуальной задачей для РЛС является повышение точности и надежности электроприводов вращения антенн, в том числе за счет использования безредукторных электроприводов (БЭП) [1].

В результате проведенных исследований, с целью решения задачи повышения точности, диапазона регулирования скорости и надежности ЭП РЛС, предложено техническое решение на основе использования безлюфтового электромеханического дифференциала в сочетании с принципом двухканального управления [2].

Сущность данного технического решения поясняется кинематической схемой двухканального БЭП вращательного движения, представленной на рис. 1, где изображены: 1 — статор основного электродвигателя, установленный на неподвижной основе; 2 — ротор основного электродвигателя с установленным на нем статором 3 вспомогательного электродвигателя; 4 — ротор вспомогательного электродвигателя и установленный на нем объект управления (антенна) 5; 6 — датчик угловой скорости ω1 ротора 2 основного электродвигателя относительно статора 1; 7 — датчик угловой скорости ω объекта управления относительно неподвижной основы. При этом основной и вспомогательный ЭП образуют двухканальную систему автоматического управления, в которой ЭП основного канала І преодолевает внешнение возмущения, а ЭП вспомогательного канала ІІ устраняет ошибку основного электропривода.

Для Цитирования:
Теряев В.И., Стяжкин В.П., Гаврилюк С.И., Безлюфтовый двухканальный регулируемый электропривод. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2018;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: