Когда товары и услуги пересекают границы в международной торговле, информация должна быть передана между соответствующими сторонами, будь то частные компании или государственные органы, включая поставщиков, фирмы, оказывающие логистические услуги, таможенные и смежные контролирующие ведомства, продавцов и покупателей. Безбумажная торговля относится к оцифровке этих информационных потоков, включая то, что делает их доступными и позволяющими обмениваться данными, связанными с торговлей и документами, в электронном виде. Менее формально можно считать это трансграничными торговыми операциями с использованием электронных данных вместо бумажных документов.
Преобразование того, что традиционно было основано на бумаге или системе документации, в электронный формат может ускорить торговлю и снизить затраты на ведение бизнеса в современном взаимосвязанном мире. Узкие места в управлении цепями поставок и нормативная документация могут быть особенно сложными для небольших предприятий или электронных трейдеров с малым опытом и ресурсами. Безбумажная торговля, следовательно, служит многообещающим средством борьбы с логистическими проблемами электронной торговли и, в частности, при небольших поставках через границы. В целом она быстро становится существенным компонентом правительственных усилий по улучшению эффективности таможенного контроля, управления процессами торговли и обеспечения конкурентоспособности торговли в мире, быстро идущем к цифровизации.
Как именно торговая транзакция становится безбумажной? Оцифрованный обмен может быть выполнен несколькими способами. С одной стороны, можно просто сделать визуальный снимок бумажного документа — либо сканированную, либо PDF-версию. Другая возможность — интернет-портал, где отдельные элементы данных могут быть введенными ключом, что называется интерфейсом данных трейдера (DTI). Безбумажные транзакции также могут быть проведены с использованием полностью электронных сообщений, известных как электронный обмен данными (EDI), с форматами, включая UN/EDIFACT, XML, JSON и другими веб-сервисами. Как правило, эти системные интерфейсы прикладного программирования (API) предназначены для облегчения взаимодействия с базой данных.