По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Бетонный заслон ценою многих жизней

На Чернобыльской АЭС объектом под названием «Укрытие-2» сейчас надежно накрыт старый саркофаг. Уровень радиации на промплощадке снизился в 20 раз. Новая «оболочка» рассчитана как минимум на 100 лет эксплуатации. Но в 1986 г. советские строители за несколько месяцев в экстремальных условиях высочайших радиационных полей были вынуждены возводить бетонную защиту над руинами взорвавшегося ядерного реактора…

— Вскоре после Чернобыльской катастрофы большое количество строительных институтов Советского Союза занялись разработкой проектов объекта «Укрытие» (саркофага), под который предстояло упрятать руины четвертого энергоблока ЧАЭС, — говорит научный сотрудник киевского музея «Чернобыль» Сергей Бабаков. — Всего было создано более 20 таких проектов. Выбрали тот, который можно было построить за очень короткое время — за полгода. В эти сроки удалось уложиться в значительной мере ценой жизни и здоровья строителей. В сооружении объекта участвовали около 90 тыс. человек.

Возведением первого саркофага занималось Управление строительства № 605. Воспоминаниями о том, как в 1986 году создавался чернобыльский саркофаг, поделился участник строительства киевлянин Илья Суслов.

— В 1986 г. мне было 25 лет, — говорит Илья. — Я не был женат, жил с родителями в Узбекистане, в городе Навои. Отец руководил монтажно-строительным управлением (я работал в нем), которое входило в структуру Министерства среднего машиностроения СССР — оно занималось оборонной промышленностью. Когда я в первый раз написал заявление с просьбой направить меня в Чернобыль, мой непосредственный начальник порвал эту бумагу со словами: «Ты что, с ума сошел?! Если я подпишу, твой отец мне голову оторвет!» Но я не отступился и таки добился своего — меня откомандировали на ЧАЭС. Отец с матерью как раз были в отпуске в Сочи, поэтому о моей затее не знали. Сообщать им ничего не стал. Прилетел в Киев 15 августа, прогулялся по Крещатику и поехал к указанному мне месту сбора, в пионерлагерь «Голубые озера» (он находится возле железнодорожной станции Тетерев). Оттуда нас каждый день возили на работу. Приступил 16 августа.

Напротив разрушенного реактора ЧАЭС находилось здание для хранения жидких и твердых отходов, имевшее впечатляющую толщину стен — полтора метра. Мы называли его «бункер». В мой первый рабочий день один из «старожилов» подвел меня к углу этого здания, и я увидел руины взорвавшегося ядерного реактора. До этого мне приходилось видеть разрушения на заводах, на которых произошли крупные аварии. Но все это меркло перед видом реактора, превращенного взрывом в гигантскую гору обломков. Возникло странное, неприятное ощущение… Мой новый знакомый это понял и решительно потянул меня за рукав, приговаривая: «Хватит тут торчать, а то нахватаешься радиации».

Для Цитирования:
Бетонный заслон ценою многих жизней. Охрана труда и техника безопасности в строительстве. 2019;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: