Новые нормы Таможенного кодекса ЕАЭС, касающиеся экспресс-грузов, являют собой пример настойчивости бизнес-сообщества в продвижении своих интересов. В отношении экспресс-грузов никогда не было отдельного регулирования, к ним применяются те же правила, что установлены для перемещения товаров в вагонах, теплоходах, контейнерах: это необходимость таможенного декларирования, в том числе в упрощенной форме; обязательность договора с таможенным представителем; в случае превышения лимита беспошлинного ввоза — уплата таможенных платежей, которая осуществляется по громоздким технологиям, заложенным еще в Таможенном кодексе РФ 2003 г. Что получается? Перевозчик доставляет получателю экспресс-груз «до двери», но, если стоимость посылки превышает лимит беспошлинного ввоза, «экспресс»-сервис заканчивается и начинаются суровые будни: получатель должен либо лично прийти в таможенный орган, чтобы подать декларацию и уплатить платежи, либо поручить это таможенному представителю, заключив с ним договор на оказание услуг. При этом действующее законодательство не допускает возможности уплаты таможенных платежей таможенным представителем за физических лиц, эту обязанность налогоплательщик должен исполнить лично.
Что нового в Таможенном кодексе ЕАЭС? Определение экспрессгрузов не претерпело изменений: экспресс-груз — товар, перевозимый в рамках скоростной перевозки транспортом любого вида с использованием электронной информационной системы организации и отслеживания перево зок в целях доставки этого товара до получателя в соответствии с индивидуальной накладной в течение минимально возможного и (или) фиксированного промежутка времени, за исключением товара, пересылаемого в международных почтовых отправлениях» (ст. 2, п. 1, пп. 52, ТК ЕАЭС). В данную категорию товаров входят письма, документы, образцы, сырье и компоненты, запчасти, биоматериалы, сувениры, рекламные материалы, товары для личного пользования, доставляемые перевозчиком покупателям из зарубежных онлайнмагазинов и т. д., то есть срочные товары, не очень тяжелые (в некоторых нормах установлен максимальный вес) и не очень дорогие, иными словами, «малоценные» грузы. Практически каждая компания сталкивалась с громоздкими и непоследовательными требованиями по таможенному оформлению таких грузов, но мало кто задумывался об изменении правил игры, и уж точно никто не хотел тратить силы и время на такие «мелочи».