Многие века Испания сохраняла статус государства-цивилизации. По итогам Испано-американской войны 1898 г. она перестала входить в число «великих держав», однако, даже находясь в кризисе, Испания не теряла связи с собственными старинными традициями, в том числе политическими, и отстаивала собственные государственные интересы как в период Второй Республики, так и при режиме франкизма. Однако сегодняшнее состояние внутренней и внешней политики Испании не свидетельствует о том, что она обладает прежней степенью политической субъектности. Как член Европейского союза и НАТО Испания вынуждена приводить свою внутреннюю и внешнюю политику в соответствие с требованиями этих организаций.
Важно, что страна до сих пор не преодолела последствия экономического кризиса 2008 г.: в сентябре 2025 г. уровень безработицы составлял 10,5 % [13] (каждый десятый — безработный), что по-прежнему является худшим показателем среди всех стран ЕС. В 2013 г. ситуацию вовсе можно было назвать катастрофичной: безработица достигала уровня в 26,3 % [13]. В те годы Испания вместе с Италией, Грецией и Португалией получила от Еврогруппы и МВФ долгосрочные кредиты на восстановление экономики в несколько траншей. В рамках Еврогруппы основным кредитором стала Германия. Несмотря на то что с момента кризиса прошло 17 лет, Испания до сих пор чувствует его эхо и зависимость от сильных экономик Европы. В 2017 г. (год каталонского кризиса) глава Европейского механизма стабильности Клаус Реглинг заявил, что Испания выплатила одну четверть кредита, но важнее этого даже выполнение Испанией обязательств перед ESM по реструктуризации финансовой системы страны [5]. Так испанская внутренняя политика (прежде всего финансовая, банковская сфера, которая напрямую влияет на социальную) оказалась в зависимости от международных и общеевропейских организаций, фондов.
Как ни парадоксально, но во внешней политике Испания сейчас демонстрирует даже большую самостоятельность, чем в политике внутренней. Так, из всех стран–членов НАТО Испания тратит на военные расходы наименьшую долю своего ВВП — 1,28 % в 2024 г. [10], отстаивает собственную позицию по Ближневосточному кризису. Однако при этом настоящее правительство Испании неспособно решить внутренние проблемы страны и, следуя в социальной и внутриполитической сферах общеевропейскому курсу, лишь усугубляет их. Одна из главных проблем — каталонский регионализм.