По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.313.8

Беспазовый вентильный двигатель с гибридным проводом

Афанасьев А.А. д-р техн. наук, профессор, Чувашский государственный университет, г. Чебоксары
Нгуен Конг Там аспирант, Чувашский государственный университет, г. Чебоксары

Приводятся результаты опытного исследования макетного образца БВДМ, показывающие, что, во-первых, из-за снижения магнитных потерь увеличивается верхний рабочий уровень скорости вращения, во-вторых, длительный электромагнитный момент составляет примерно 70% момента пазового вентильного двигателя.

Литература:

1. Афанасьев А.А., Бабак А.Г., Белов В.В., Нестерин В.А., Никифоров В.Е., Николаев А.В., Чихняев В.А. Сравнение характеристик и физико-математическое моделирование магнитоэлектрических вентильных двигателей в пазовом и беспазовом исполнении // Электричество. – 2007. – № 7. – С. 40–47.

2. Афанасьев А.А., Бабак А.Г., Волокитина Е.В., Головизнин С.Б., Нестерин В.А., Никифоров В.Е., Николаев А.В., Чихняев В.А. Малоинерционный высокоскоростной магнитоэлектрический беспазовый вентильный двигатель // Электричество. – 2007. – № 4. – С. 28–35.

3. Бочаров В.И. Беспазовые тяговые электродвигатели постоянного тока. – М.: Энергия, 1976. – 192 с.

4. Ильинский Н.Ф. Перспективы развития регулируемого электропривода // Электричество. – 2003. – № 2. – С. 3–7.

5. Ледовский А.Н. Электрические машины с высококоэрцитивными магнитами. – М.: Энергоатомиздат, 1985. – 169 с.

6. Нейман Л.Р. Поверхностный эффект в ферромагнитных телах. – М.; Л.: Госэнергоиздат, 1949. – 190 с.

7. M. Sanada, S. Morimoto. Efficiency Improvement in High Speed Operation using Slotless Configuration for Permanent Magnet Synchronous Motor. IEEE PES 2007 General Meeting 24–28 June 2007. – P. 3–27.

8. M. Sanada, T. Ogawa, S. Morimoto, Y. Takeda. Thrust Improvement of Linear Electromagnetic Actuator using Compound Wire with Copper and Iron, Proc. of 2005 International Power Electronics Conference Niigata. – 2005. – P. 431–434.

В беспазовых вентильных двигателях с постоянными магнитами (БВДМ) устраняются многие недостатки конструкции аналогичных двигателей в пазовом исполнении статорного сердечника: наличие реактивного момента и, как следствие, вибрация и повышенный шум, наведение вихревых токов в постоянных магнитах и, следовательно, их нагрев и частичное размагничивание.

Использование гибридных обмоточных проводов, медная сердцевина которых имеет ферромагнитную оболочку, позволяет поднять электромагнитный момент БВДМ до такой же величины, как у вентильных двигателей классической конструкции.

Вентильные электродвигатели с постоянными высокоэнергетическими магнитами получили широкое распространение в различных областях промышленности, энергетики, транспорта, в бытовых устройствах.

Расположение обмотки статора в пазах обеспечивает высокий уровень магнитной индукции в воздушном зазоре между статором и ротором и, следовательно, большое значение электромагнитного момента в заданных габаритах активных материалов. По этому показателю магнитоэлектрические двигатели превосходят все другие типы электродвигателей [4]. Однако такое расположение проводников обмотки статора приводит и к отрицательным последствиям: – образованию реактивного момента (момента «залипания»), обусловленного неравномерностью воздушного зазора;

– повышенным магнитным потерям в стали зубцов статора;

– появлению вихревых токов в массиве магнитов.

Первый нежелательный фактор вызывает неравномерность вращения ротора, особенно на низких скоростях, повышенную вибрацию и шум электродвигателя.

Второй фактор, вызывая нагрев статорного сердечника, снижает допустимый уровень тока статора по условиям нагревостойкости изоляции проводников обмотки.

Третий фактор, связанный с нагревом магнитов, приводит к их размагничиванию и, следовательно, уменьшению перегрузочной способности двигателя.

Вентильные двигатели, у которых отсутствуют статорные пазы, лишены этих недостатков.

Беспазовое исполнение коллекторных двигателей постоянного тока позволяет в 2–3 раза снизить реактивную ЭДС и тем самым существенно улучшить коммутацию тока коллектором [3].

Для Цитирования:
Афанасьев А.А., Нгуен Конг Там, Беспазовый вентильный двигатель с гибридным проводом. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2017;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: