В условиях транспортировки углеводородов по подземным трубопроводам ключевая задача эксплуатационных служб состоит в диагностике технического состояния этой транспортной компоненты, у значимой доли которой срок эксплуатации превышает 10 лет. Существующие методы определения технического состояния трубопроводов либо трудоемки и малоэффективны, либо неприемлемы по конструктивным особенностям трубопровода. К основным разновидностям его технического диагностирования относят внутритрубную дефектоскопию и бесконтактную магнитометрическую диагностику.
Первый подход полагают наиболее информационным методом получения данных о размерах повреждений металла стенки и сварных соединений трубопроводов. Вместе с тем лишь 40% нефтепроводов подготовлены к пропуску снарядов дефектоскопов, и в ближайшие годы нельзя ожидать существенного увеличения указанной процентной доли. Многие дефекты принципиально не подлежат регистрации внутритрубным зондом, как, например, коррозионные язвы в зоне продольных заводских швов [1,45]. Подобные факторы вынуждают специалистов по эксплуатации проводить большой объем контрольного шурфования для уточнения параметров дефектов.
Ситуация усугубляется как отсутствием универсальных снарядов-дефектоскопов для всех диаметров труб, так и естественными конструктивными особенностями трубопроводов.
К числу последних следует относить изменяющиеся проходные сечения, толстостенные отводы, сварочный грат и прочие дефекты шва, подкладные кольца. Факторы технического характера, ограничивающие применение технологии внутритрубной диагностики, сочетаются с факторами экономическими — высокой стоимостью работ по подготовке трубопровода к внутритрубной диагностике и по ликвидации отходов, возникающих после очистки полости трубопровода [2,39].
Преодоление указанных недостатков привело к разработке в ряде организаций аппаратуры для внетрубной диагностики: прибора «СКИФ» МБС-04 фирмы НТЦ «Транскор-К», аппаратурного комплекса ИКН-3–12 фирмы «Энергодиагностика» и др. Подобные устройства используются в методах магнитометрического обследования трубопроводов, опирающихся на измерения постоянного магнитное поля вдоль оси трубы. Аномалии измеренного поля относят к изменению магнитной структуры металла в зонах концентрации напряжений и в зонах коррозионно-усталостных повреждений. В сложных случаях бесконтактной диагностики существующая аппаратура оказывается недостаточно эффективной благодаря, прежде всего, широкому спектру возможных аномалеобразующих источников [3,302], а также недостаткам конструкций приборов и методик измерений, неоднозначности и упрощенному характеру первичной интерпретации наблюдений.