— Здравствуйте, Виктор Михайлович. Готовы к журналистской атаке?
— В технической терминологии атакой называют неожиданное воздействие агрессивной внешней среды на испытуемый элемент. Полагаю, что и здесь это будет нечто похожее. Всегда готов!
— Вы прямо, как пионер.
— Был им, как и все нормальные ребята в СССР.
— Среди более чем 300 Ваших патентов и изобретений есть, вероятно, и такие, которыми Вы удовлетворяли свой изобретательский интерес. Поделитесь, или это страшный секрет?
— Секрета никакого тут нет, хотя бы потому, что подобные вещи я никогда не патентовал. Ведь они предназначались не для прорыва в какой‑либо области техники, а чисто из любопытства. Зато их с удовольствием печатали научно-популярные журналы. Ну, вот одно из них — способ передвижения по воде с помощью шагового движителя. Испытания сего средства проводились на реке. Суть заключалась в том, чтобы рационально спроектировать площадь касания дна движителя с поверхностью воды. Мне удалось найти такое решение, при котором центр тяжести вертикально располагавшегося ходока был минимально удалён от этой поверхности. В результате движитель приобретал необходимую устойчивость. Конечно, на море это изобретение вряд ли было бы полезным: во‑первых, плотность морской воды существенно отличается от плотности речной, а, во‑вторых, я никак не мог учесть фактор раскачивания при движении. Если на реке — тишь до гладь, то на море практически всегда имеются волны, которые расшатывают конструкцию.
— Вашей скрупулёзности можно позавидовать.
— А это не скрупулёзность, это — точность. В технике, особенно при конструировании новых объектов, которые не имеют аналогов, иногда лишний миллиметр или тонна могут иметь принципиальное значение.
— И какова дальнейшая судьба Вашего «водохода»?
— После проверки подарил агрегат соседям. На память остались только фотографии того изобретения. Но качество тех фото такое, что никакая разведка не разберётся (улыбается).