По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

«Бережливый стартап» как модель развития малого бизнеса на основе лизинга

Казакова Наталия Александровна д-р экон. наук, профессор, директор Центра финансовых исследований, профессор кафедры финансового менеджмента, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва; E-mail: axd_audit@mail.ru;
Дун Ирина Рубиновна канд. экон. наук, доцент кафедры финансового контроля, анализа и аудита, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, E-mail: irina-dun@mail.ru,
Хлевная Елена Анатольевна канд. экон. наук, канд. псих. наук, управляющий партнер Международного Центра «Креативные технологии консалтинга», г. Москва;
Бобкова Марина Павловна ведущий специалист, Центр финансовых исследований;
Федорова Елена Андреевна сотрудник, Центр финансовых исследований;
Невар Виктория Сергеевна сотрудник, Центр финансовых исследований, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва.

В современной экономике все большую популярность приобретает концепция «бережливого» проекта, а также использование лизинга как более доступного источника приобретения основных средств или нематериальных активов для быстрой реализации предпринимательских идей. В статье предложен механизм развития малого бизнеса с использованием лизинга на основе модели «бережливого стартапа». Представлено обоснование преимуществ модели «бережливого стартапа» по сравнению с традиционной моделью создания малого бизнеса, в частности, благодаря возможности оценить спрос на будущую продукцию без затрат на полноценное производство. Опыт применения инновационных управленческих концепций в России постоянно растет и позволяет сделать вывод о том, что концепция бережливого стартапа может применяться не только для создания инновационных проектов, но и в любой другой сфере деятельности.

Литература:

1. Внедрение метода бережливого стартапа в  больших организациях. Lpgenerator (2017) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.lpgenerator.ru

2. Джеймс П. Вумек, Дэниел Джонс. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. — 2017, — 472 с.

3. Дун  И.Р., Дун  И.В.  Лизинг как  механизм развития предпринимательской деятельности.  — Saarbrucken, 2011.

4. Клочков Ю.П. Бережливое производство»: понятия, принципы, механизм // Инженерный вестник Дона. — 2012. — № 20. — С. 429–437.

5. Рис Эрик. Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнесмодели. — 2015–256 с.

6. Казакова Н.А. Анализ коммерческой значимости собственных научных разработок лизинговых компаний // Лизинг. — 2014. — № 6. — С. 42–46.

7. Казакова Н.А. Управленческий анализ: комплексный анализ и диагностика предпринимательской деятельности. — ИНФРА-М, 2013.

8. Наседкина  Т.И., Французова  И.И., Казакова  Н.А., Хлевная  Е.А. Анализ факторов формирования инновационной модели развития региональной экономики: российский и  мировой опыт // Менеджмент в России и за рубежом. — 2009. — № 3. — С. 56–62.

9. Кисничян М.Б., Казакова Н.А., Сивкова А.Е. Учет, анализ и оценка рисков предпринимательской деятельности на рынке лизинговых услуг // Лизинг. — 2015. — № 4. — С. 53–61.

10. Ясухиро Монден. Система менеджмента Тойоты. — 2007. — 216 c.

11. Kazakova N.A., Gendon A.L., Khlevnaya E.A. Development potential of Russian mining-and-chemical holdings // GORNYI ZHURNAL. — 2016. — № 7. — P. 89–91.

12. Kazakova N.A., Bolvachev A.I., Gendon A.L., Golubeva G.F. Monitoring Economic Security in the Region Based on Indicators of Sustainable Development // Studies on Russian Economic Development. — 2016. — Vol. 27. — No. 6. — P. 650–660.

В мире бизнеса регулярно появляются и исчезают определенные «модные» течения. В XVII–XIX веках главной чертой бизнеса было внедрение паровых машин и механизированное производство, в 1990-е компании получили доступ к персональным компьютерам, которые облегчили многие бизнес-процессы. Про нынешнюю ситуацию можно сказать, что все большую популярность приобретает концепция «бережливого» производства, а также использование лизинга как более доступного источника приобретения основных средств или нематериальных активов для быстрой реализации предпринимательских идей [3]. Бизнес начал задумываться не столько об автоматизации бизнес-процессов, сколько о том, как упростить бизнес-процессы, чтобы минимизировать затраты. Первоначально концепцию бережливого производства сформировали и внедрили на заводах Тойота в 1950 году [1]. Инженер Тайити Оно разработал простой набор целей для построения системы производства автомобилей: производить автомобиль в соответствии с требованиями потребителя, поставлять его немедленно и не хранить никаких промежуточных запасов. Он пришел к выводу, что достичь этого возможно только при обеспечении качества на всех этапах производственного процесса. Эта система получила известность под названием «Производственная система Toyota» (Toyota Production System, TPS), а ее принципы и методики позже были как бы заново представлены и популяризированы в Америке, но уже под названием «Экономного производства». С тех пор множество поправок и дополнений было внесено в данную методологию. Концепция была внедрена не только в промышленное производство, но и в сферу услуг и в инновационных бизнес-проектах — стартапы. Данная стратегия позволяет не только минимизировать издержки во время функционирования бизнеса, но и на момент его открытия, когда в условиях неопределенности бизнесмены ставят все свои деньги на «выигрыш», открывая новый бизнес.

Подход бережливого стартапа был создан на основе стратегии бережливого производства, которая была соответствующим образом переосмыслена Рисом Эриком [2] и применена им на практике в его предпринимательском проекте. По итогам анализа практической реализации основных идей новой концепции Эрик Рис сформулировал принципы бережливого стартапа, главные из которых: минимальный рабочий продукт (MVP — minimum viable product) и цепочка «создать-оценить-научиться», которая помогает корректировать разработку конечного продукта, основываясь на отзывах потребителей и постоянном тестировании новых гипотез — новых MVP. Каждый день в мире появляется и исчезает множество стартапов, многие предприниматели мечтают найти формулу успеха. Модель бережливого стартапа позволяет выявить ошибки либо построить процесс поиска неизвестных рисков быстрее и дешевле, чем обычно. Классический пример создания бизнеса, начиная с идеи предпринимателя, составления бизнес-плана объемом до 100 страниц, который на самом деле имеет мало отношения к рынку.

Предприниматель заказывает маркетинговые исследования, пишет маркетинговый план, ищет инвестиции. Дальше запускается процесс производства, Research&Development, разработка продукта, альфа-тестирование, бета-тестирование, большая маркетинговая кампания, запуск продукта. В 90 % случаев, особенно на ранней стадии, компании терпят неудачу: они создают продукт, на который нет спроса на рынке. Исследования, проведенные западными компаниями, показали, что в 47 % случаев гибель стартапа обусловлена отсутствием рыночной потребности. Чтобы преодолеть эту негативную статистику, подход бережливого стартапа предлагает несколько иную концепцию: фокус не на продукте и решении, а на клиенте и его проблемах. Когда рождается идея, она основана на предположениях о ценности: есть клиентский сегмент с острой потребностью или проблемой, которую предприниматель хотел бы решить.

Для более наглядного представления концепции бережливого стартапа, было проведено сравнение модели бережливого стартапа с традиционной моделью малого бизнеса.

Вариант 1: предприниматель решил открыть кондитерскую и приобрел материалы для 10 тортов, приготовил их дома и выставил на продажу жителям своего района. Предположим, что капиталовложения были равны 60 000 рублей, а работал он один. В данном случае 10 тортов являются минимальным рабочим продуктом этого стартапа, и кривая предложения его услуг будет вертикальна, то есть SА 0 =10, а кривая спроса имеет традиционный характер, эти кривые образуют рыночное равновесие фирмы предпринимателя А (рис. 1).

Вариант 2: в том же районе предприниматель открыл кондитерскую, следовательно, арендовал помещение, нанял персонал, умеющий выпекать торты, но не имеющий опыта в производстве других видов кондитерских изделий, закупил материалы для тортов на месяц.

Предположим, что затраты составили 300 000 рублей, а штат сотрудников кондитерской состоял из 5 человек. Так как по отношению к деятельности кондитерской действует закон предложения, то кривая предложения SB0 возрастает, а рыночное равновесие фирмы будет выглядеть традиционным образом (рис. 2).

Принимая во внимание факт, что действия обоих предпринимателей происходят в одном и том же районе, то спрос на продукцию одинаковый. Допустим, что в процессе продажи предприниматели узнали, что потребители предпочитают выпечку тортам — то есть реализовался негативный для обоих предпринимателей сценарий, состоящий в том, что они допустили ошибку в прогнозировании спроса.

В данном случае финансовые потери Варианта 1 составили около 60 000 рублей, а Вариант 2, получив ту же информацию, потерял в пять раз больше. С другой стороны, в случае реализации положительного сценария Вариант 1 просто докупит материалы, необходимые для производства дополнительного объема продукции и, возможно, арендует помещение и наймет постоянный персонал, в то время как Вариант 2 просто будет следовать своему бизнес-плану, производя необходимое количество тортов. Таким образом, в условиях неопределенности минимальный рабочий продукт позволяет предпринимателю оценить и проверить свою идею на рынке, не вкладывая всю сумму. Если идея оказывается верной, то предприниматель расширяет производство, тестируя последовательность гипотез в отношении спроса, а в конечном итоге переходя к деятельности по традиционной модели.

В случае же реализации негативного сценария Вариант 2 несет большие убытки, нежели Вариант 1.

На рис. 3 показаны кривые предельных издержек обеих фирм. Кривая Варианта 1 находится ниже кривой Варианта 2, так как Вариант 2 закупил всю необходимую инфраструктуру для производства, включая оборудование, арендную плату и зарплату сотрудников, а Вариант 1 обошелся минимальными тратами на материалы.

Отношение совокупных издержек (ТС) и совокупной прибыли (TR) наглядно показывает кривая совокупного дохода — ТП, имеющая формулу: ТП=TR-TC. Если рассматривать вариант с положительным сценарием, когда спрос на торты оправдал ожидания предпринимателей, то кривые будут иметь больше положительный характер и выглядеть как ТП1П (рис. 4) и ТП2П (рис. 5) для Вариантов 1 и 2 соответственно.

В случае реализации негативного сценария, то есть ошибочной оценки спроса на продукцию, доходы Варианта 1 будет выражать кривая ТП1Н (рис. 6), которая показывает частично отрицательный доход. А кривая доходов Варианта 2 — ТП2Н (рис. 7) — будет расположена еще ниже, так как издержки Варианта 2 были в пять раз больше, чем у Варианта 1, но прибыль обеих фирм была одинаковой.

Таким образом, применение предпринимателем ИП «Вариант 1» концепции бережливого стартапа можно рассматривать как реальный опцион.

По мнению Стива Бланка, главный принцип бережливого стартапа — часто терпеть неудачи и быстро учиться. В нашем примере предприниматель ИП «Вариант 1» потерпел неудачу, с помощью которой узнал, на какую продукцию на рынке будет спрос. Опыт, полученный путем проб и ошибок, и есть ключевая информация в процессе развития бережливого стартапа.

Рассмотренная нами модель бережливого стартапа была выстроена по общим законам микроэкономики. В связи с чем мы можем утверждать, что данная стратегия не является абсолютно новым явлением в предпринимательстве, а выражает лишь правильную организацию поэтапного процесса создания продукта с опорой на отзывы потребителей. Следующим этапом для булочной ИП «Вариант 1» будет внедрение бережливого производства на весь процесс производства в полноценной булочной.

Следует выделить принципы внедрения бережливого производства, при наличии которых можно констатировать, что на предприятии внедряется бережливое производство:

1. Внедрение инструментов бережливого производства должно быть под контролем топ-менеджмента. Если есть собственники, то они также должны выражать поддержку и согласие на данные принципы ведения бизнеса.

2. На предприятии должно царить понимание принципов и философии бережливого производства всеми сотрудниками для достижения лучшего и всестороннего эффекта на бизнес-процессы. В бережливом производстве важно внимание высшего руководства и первого лица на предприятии. Если первое лицо озабочено внедрением бережливого производства — результат будет, если не заинтересовано — это пустая трата времени.

Опыт внедрения бережливого производства в России и в развитых странах имеет одну важную особенность: на российских предприятиях большое значение уделяется инструментам бережливого производства; в зарубежных организациях — формированию идеологии бережливого производства, корпоративной культуре управления. Следует отметить, что инструменты бережливого производства без идеологии не работают. Первичными являются вопросы мышления и внедрения предложений. Возникает необходимость создать корпоративную культуру, которая бы способствовала внедрению этой системы.

Корпоративная культура в свою очередь всегда основывается на поведении руководителя и его команды.

3. Топ-менеджмент и лидеры проектных групп должны разбираться в теории и быть опытными в принятии решений на основе философии бережливого производства. Следует уделять внимание обучению нового персонала, часть которого в будущем может занять вышестоящие посты в компании и продвигать бережливое производство дальше.

4. Если предприятие внедряет принципы бережливого производства, будучи на взрослом этапе развития, то начинать необходимо с пилотных проектов, чтобы показать сотрудникам организации результативность инструментов бережливого производства и использовать принцип «иди и смотри» [4,5].

Однако не на всех предприятиях, применяющих бережливое производство, результаты имеют положительную динамику. Часть из них при внедрении методов бережливого производства использует только инструментальный подход, то есть применяют инструменты бережливого производства, без вовлечения работников предприятия в философию новой производственной системы, и такой подход дает результаты лишь на первых шагах [3].

Другие на момент принятия решения об изменении производственной системы предприятия не имеют достаточно развитых механизмов управления, что впоследствии выливается в серию неудач, при реализации проектов по внедрению методов бережливого производства. Также стоит понимать: для успешного внедрения бережливого производства необходимо изменить культуру компании и сделать так, чтобы эта культура стала частью повседневной жизни персонала, а это довольно сложно и не всегда получается осуществить.

Оценка успеха использования концепции сводится к простому вопросу: достаточно ли бизнес прогрессирует или нужны более значительные изменения? Если эксперименты с продуктом помогают бизнесу расти, приближая результаты MVP-тестирования к желаемым результатам, тогда имеет смысл продолжать. Но если тесты не дают должного эффекта или он постоянно снижается, и появляется ощущение, что продвижение продукта может быть более эффективным, то нужно что-то менять. Смена курса подразумевает глубокую переработку изначальной стратегии продукта и механизмов роста, а затем — тестирование новой гипотезы. Решение по изменению стратегии или продолжению двигаться в том же направлении рано или поздно приходится принимать по любому стартапу. Если сменить курс — весь процесс начнется с начала, требуя от бизнеса новых идей и предположений.

Важно понимать, что смена курса — это не поражение. Рис Эрик объяснял это так: «Останьтесь одной ногой там, куда вы уже добрались к этому моменту, и просто развернитесь в другую сторону» [6]. В конечном счете, организация ставит перед собой глобальную задачу — улучшаться каждый день, прогрессировать день ото дня. Продвижение вперед зависит от самих руководителей, так как недостаточно внедрять инструменты, а нужно менять культуру менеджмента, поведение управленцев.

Смена курса — отличный шанс воспользоваться уже полученным опытом и навыками и откорректировать курс с их учетом. Верный признак удачной смены курса — то, что эксперименты бизнеса приносят больше результатов, чем ранее.

Отсутствие доступа к иностранным финансовым рынкам накладывает существенное ограничение на темпы инновационного развития российских предприятий [6]. В условиях ограниченных ресурсов компании вынуждены пересматривать как общий, так и инвестиционный бюджет. В этой связи компании сокращают расходы, связанные с экстенсивным ростом (то есть за счет наращивания производственных и логистических мощностей, агрессивной маркетинговой стратегии и т. п.), и переходят на интенсификацию деятельности, то есть к более эффективному использованию существующих ресурсов. Это в первую очередь касается нераскрытого организационно-производственного потенциала и человеческого капитала [5–12].

На основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что, «бережливый стартап» — это возможность для предпринимателя частично обезопасить себя от неудачи, поскольку данный подход позволяет оценить будущий спрос на продукцию бизнеса и определить, правильный ли выбран курс развития на основе отзывов будущих покупателей. Данная модель бизнеса предполагает постоянное тестирование новых гипотез и улучшение продукта. По сравнению с развитыми странами, в России пока процесс создания подобных бизнес-проектов не имеет широкого распространения, однако опыт адаптации и применения инновационных управленческих концепций постоянно растет и позволяет сделать вывод о том, что концепция бережливого стартапа может применяться не только для создания инновационных проектов, например, в области информационных технологий, но и в любой другой сфере деятельности.

Язык статьи:
Действия с выбранными: