Программа бережливого производства на предприятиях АО «Уралэлектромедь» реализуется уже четыре года. Об этом участникам семинара рассказала заместитель главного инженера — начальник отдела развития производственной системы АО «Уралэлектромедь», руководитель профильной кафедры «Управление производственной системой» Технического университета УГМК, кандидат технических наук Мария Осипова. По словам специалиста, решение возникло отнюдь не с целью отдать дань новомодной технологии. «Вы не можете просто так проснуться и решить: вот сейчас мы будем заниматься бережливым производством. Я вам не поверю. Должна случиться какая-то проблема. Только в условиях острой необходимости вы будете заниматься сокращением потерь и получите реальные результаты», — подчеркнула Мария Осипова.
Она рассказала, что в 2015 году в УГМК и на флагманском предприятии «Уралэлектромедь» стартовала программа бережливого производства после того, как рынок меди пережил два больших кризиса, в ходе которых цена металла на бирже упала настолько, что оказалась ниже, чем ее себестоимость на многих предприятиях. Поскольку медь очень чутко реагирует на рыночные колебания, так как основные изделия из этого металла — кабельная продукция, большей частью предназначенная для строительных площадок. Но с наступлением кризиса строительство замирает и, соответственно, прекращается поступление заказов на завод. Очередной такой кризис и послужил мотиватором для внедрения бережливого производства на предприятии.
Один из первых lean-проектов был реализован в цехе приемки и переработки сырья. «Мы понимали, что невозможно говорить с людьми о бережливом производстве, если не создать им элементарно комфортные условия труда, — рассказывает Мария Осипова. — Было принято решение сконцентрировать работу в одном, теплом корпусе и перевести туда все процессы».
...Только в условиях острой необходимости вы будете заниматься сокращением потерь и получите реальные результаты...
При этом вместо трех старых прессов мощностью 5 т в час был приобретен один — на 15 т, организованы два сквозных проезда, создано одно открытое пространство вместо множества небольших помещений, убран железнодорожный тупик, перегородки. «Переоборудовали слесарную мастерскую, заменив встроенное здание на открытую площадку с сетчатым ограждением. Перенесли весы, потому что раньше крановщику, чтобы увидеть, куда поставить груз и попадает ли он на весы, надо было вставать в кабине», — перечисляет Мария Осипова.