Проект «Бережливая поликлиника» разработан Минздравом России совместно с Управлением внутренней политики президента РФ и экспертами ГК «Росатом». Его цель — повышение доступности и качества медицинской помощи населению за счет оптимизации процессов и устранения потерь при оказании медицинской помощи населению на амбулаторном этапе [5].
Путь реализации цели — усовершенствование процессов, направленных на повышение:
- удовлетворенности пациентов
- доступности оказываемых услуг,
- эффективности и устранение существующих временных, финансовых и иных потерь,
- а также на совершенствование организации рабочих мест, обеспечивающей безопасность и комфортность работы сотрудников.
Основные направления реализации проекта:
- перераспределение нагрузки между врачами и средним медицинским персоналом;
- оптимизация внутренней логистики поликлиник, разделение потоков пациентов;
- переход на электронный документооборот, сокращение бумажной документации;
- открытая регистратура и новый облик поликлиники;
- организация профосмотров и диспансеризации на принципах непрерывного потока пациентов с соблюдением нормативов времени приема одного пациента [1].
Образ бережливой поликлиники включает в себя:
- оптимальную и удобную внутреннюю логистику посетителей;
- удобную эргономику на рабочих местах;
- выровненную загрузку врачей, исключение очереди перед кабинетами;
- оперативно решаемые возникающие проблемы во всех процессах с минимальными затратами;
- электронный документооборот, работу врачей в электронной медицинской карте.
Проекты по улучшению в медицинской организации реализуются с целью усовершенствования процессов, направленных:
- на повышение удовлетворенности пациентов и доступности оказываемых услуг;
- увеличение эффективности и устранение существующих временных, финансовых и иных потерь;
- совершенствование организации рабочих мест, обеспечивающей безопасность и комфортность работы сотрудников.
Этапы реализации проекта представлены на рис. 1 [3].