Сейчас в республике особенно актуальна задача по диверсификации товарной и географической структуры экспорта продукции машиностроительной отрасли. Директива Президента Республики Беларусь № 3 «О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства», утвержденная Указом от 26 января 2016 г. № 26, требует необходимости обеспечения планомерной диверсификации экспорта для достижения равного распределения экспортных поставок между тремя рынками: ЕАЭС, ЕС и иных стран, в том числе «дальней дуги», которое к 2020 г. должно составить соотношение «треть — треть — треть», что позволит сбалансировать внешнюю торговлю Республики Беларусь, освоить новые рынки сбыта и закрепиться на них, сократить риск зависимости экономического роста Республики Беларусь от роста отдельных стран — торговых партнеров. Крупнейшим потребителем белорусских тракторов и другой сельхозтехники на протяжении уже многих лет неизменно остается АПК России. Со вступлением России в ВТО и активным подъемом собственного машиностроения белорусские промышленные предприятия испытывают определенные трудности со сбытом продукции сельхозмашиностроения, и в первую очередь из-за сокращения спроса на нее в Российской Федерации — главного белорусского внешнеэкономического партнера, а также и в других странах СНГ. В связи с этим ведущие отечественные производители сельхозтехники вынуждены ориентироваться и на более дальние зарубежные рынки.
Белорусское сельхозмашиностроение, и прежде всего тракторостроение, фундамент которого был сформирован еще в советский период, всегда было экспортно ориентированным направлением машиностроительной отрасли республики. На долю тракторо- и сельхозмашиностроения в общей структуре отечественного машиностроительного комплекса тогда приходилось до 20 %, в этом сегменте машиностроения на сегодняшний день задействованы около 80 предприятий, и это без учета зарубежных поставщиков сырья и комплектующих. Рассматриваемый макросегмент отечественного машиностроения пока еще сохранил серьезную научно-производственную базу, научный и кадровый потенциал, а выпускаемые машины и оборудование достаточно конкурентоспособны по цене и поставляются на внутренний и внешние рынки. Так как производственные мощности заводов-изготовителей гораздо (в разы!) превышают внутренние потребности отечественного АПК в данной технике, а также в связи с еще большим обострением конкуренции на мировом рынке сельхозтехники и его серьезной стагнацией в 2015–2017 гг., вызванной насыщением рынков подавляющего большинства развитых стран и замедлением роста экономик наиболее интенсивно развивающихся стран, вступлением Российской Федерации в ВТО и довольно активным развитием в последние годы российского сельхозмашиностроения, Белоруссия очень заметно сократила производство тракторов и другой сельхозтехники (по некоторым позициям более чем в 2 раза (!) в сравнении с объемами производства 2012–2014 гг.) до уровня текущих продаж. Существующая прямая финансовая поддержка в рамках мер (утвержденных госпрограмм), предпринятых Правительством Российской Федерации, и реальное субсидирование именно российских производителей сельхозтехники на данный момент являются наиболее приоритетными в экономической политике России, это в значительной мере повлияло и на объемы закупки белорусской сельхозтехники. Так, например, «Программа государственного субсидирования производителей сельскохозяйственной техники» — это федеральная программа субсидирования производителей сельскохозяйственной техники, направленная на поддержку российского сельского хозяйства и сельхозмашиностроения. Действует с 1 января 2013 г. в рамках исполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1432 «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники». В рамках этой программы государство субсидировало 15–20 % стоимости сельхозтехники, на эту сумму заводы-изготовители предоставляли сельхозпроизводителям скидки. В августе 2018 г. размер поддержки увеличили до 25–30 %. На 2019 г. по данной программе на поддержку отрасли сельхозмашиностроения было выделено 8 млрд росс. руб., в 2018 г. — 10 млрд, в 2017 г. — 15,7 млрд росс. руб. За счет снижения стоимости продукции российские заводы смогли существенно нарастить объемы выпуска, потеснить на рынке импортные машины и увеличить экспорт. По данным Ассоциации «Росспецмаш», за время действия программы совокупная стоимость произведенной в России сельхозтехники увеличилась с 30,5 до более чем 100,6 млрд росс. руб. в год, также увеличились: доля российских производителей на внутреннем рынке — с 24 до 60 %; численность сотрудников предприятий сельхозмашиностроения — с 21,9 до 38,5 тыс. человек; поставки на экспорт — с 4,2 до 11,1 млрд росс. руб. Однако при всем вышеизложенном Белоруссия пока остается безусловным лидером по производству тракторов среди стран СНГ (табл. 1).