По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Белорусский экспорт сельхозтехники: состояние, тенденции, проблемы

И. Ковалёв научный сотрудник, РНУП «Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси», г. Минск, ул. Казинца, д. 103, E-mail: olbosigor@mail.ru

Литература:

1. Нефедов А. Производство и рынок сельскохозяйственных тракторов в России в 2017 г. / А. Нефедов // Основные средства. — 2018. — № 10 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://os1.ru/ article/17904-proizvodstvo-i-rynok-selskohozyaystvennyh-traktorov-v-rossii-v-2017-g.

2. Kovalev I. L. Programs preferential leasing of equipment for farmers — direct state support of domestic engineering / I. L. Kovalev // Russian Journal of Agricultural and SocioEconomic Sciences. — 2015. — № 10. — С. 18–31.

3. Алесин А. Качество и технологии становятся тенденциями / А. Алесин // Белорусы и рынок. Аналитическая газета для деловых людей. — Минск, 2014. — № 33 (1116).

4. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.belstat.gov.by/.

5. Алексеев В. Хороший год для белорусского трактора // Белорусы и рынок. 27 февраля 2018 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.belmarket.by/horoshiy-god-dlya-belorusskogo-traktora.

6. Ковалёв И. Л. Краткий анализ объемов производства и экспорта техники сельскохозяйственного назначения в Республике Беларусь / И. Л. Ковалёв, А. П. Такун, С. П. Такун // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — М.: Сельхозиздат, 2019. — № 3. — С. 51–57.

7. Официальный сайт ООО «ПроИмпорт» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// mtzpro.ru/.

8. Официальный сайт ОАО «Минский тракторный завод» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.belarus-tractor.com/.

9. Бутов А. М. Рынок сельскохозяйственных машин 2017 год. — М.: Институт «Центр развития» НИУ «Высшая школа экономики», 2018. — 72 с.

10. Анализ производства (локализации) сельскохозяйственной техники в Евразийском экономическом союзе по видам производства / Евразийская экономическая комиссия. — М. , 2017. — 22 с.

11. Академик В. Г. Гусаков: к 65-летию со дня рождения и 40-летию научной и творческой деятельности / Нац. Акад. наук. Беларуси; сост.: А. В. Кильчевский и др. — Минск: Беларуская навука, 2018. — 454 с.

Сейчас в республике особенно актуальна задача по диверсификации товарной и географической структуры экспорта продукции машиностроительной отрасли. Директива Президента Республики Беларусь № 3 «О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства», утвержденная Указом от 26 января 2016 г. № 26, требует необходимости обеспечения планомерной диверсификации экспорта для достижения равного распределения экспортных поставок между тремя рынками: ЕАЭС, ЕС и иных стран, в том числе «дальней дуги», которое к 2020 г. должно составить соотношение «треть — треть — треть», что позволит сбалансировать внешнюю торговлю Республики Беларусь, освоить новые рынки сбыта и закрепиться на них, сократить риск зависимости экономического роста Республики Беларусь от роста отдельных стран — торговых партнеров. Крупнейшим потребителем белорусских тракторов и другой сельхозтехники на протяжении уже многих лет неизменно остается АПК России. Со вступлением России в ВТО и активным подъемом собственного машиностроения белорусские промышленные предприятия испытывают определенные трудности со сбытом продукции сельхозмашиностроения, и в первую очередь из-за сокращения спроса на нее в Российской Федерации — главного белорусского внешнеэкономического партнера, а также и в других странах СНГ. В связи с этим ведущие отечественные производители сельхозтехники вынуждены ориентироваться и на более дальние зарубежные рынки.

Белорусское сельхозмашиностроение, и прежде всего тракторостроение, фундамент которого был сформирован еще в советский период, всегда было экспортно ориентированным направлением машиностроительной отрасли республики. На долю тракторо- и сельхозмашиностроения в общей структуре отечественного машиностроительного комплекса тогда приходилось до 20 %, в этом сегменте машиностроения на сегодняшний день задействованы около 80 предприятий, и это без учета зарубежных поставщиков сырья и комплектующих. Рассматриваемый макросегмент отечественного машиностроения пока еще сохранил серьезную научно-производственную базу, научный и кадровый потенциал, а выпускаемые машины и оборудование достаточно конкурентоспособны по цене и поставляются на внутренний и внешние рынки. Так как производственные мощности заводов-изготовителей гораздо (в разы!) превышают внутренние потребности отечественного АПК в данной технике, а также в связи с еще большим обострением конкуренции на мировом рынке сельхозтехники и его серьезной стагнацией в 2015–2017 гг., вызванной насыщением рынков подавляющего большинства развитых стран и замедлением роста экономик наиболее интенсивно развивающихся стран, вступлением Российской Федерации в ВТО и довольно активным развитием в последние годы российского сельхозмашиностроения, Белоруссия очень заметно сократила производство тракторов и другой сельхозтехники (по некоторым позициям более чем в 2 раза (!) в сравнении с объемами производства 2012–2014 гг.) до уровня текущих продаж. Существующая прямая финансовая поддержка в рамках мер (утвержденных госпрограмм), предпринятых Правительством Российской Федерации, и реальное субсидирование именно российских производителей сельхозтехники на данный момент являются наиболее приоритетными в экономической политике России, это в значительной мере повлияло и на объемы закупки белорусской сельхозтехники. Так, например, «Программа государственного субсидирования производителей сельскохозяйственной техники» — это федеральная программа субсидирования производителей сельскохозяйственной техники, направленная на поддержку российского сельского хозяйства и сельхозмашиностроения. Действует с 1 января 2013 г. в рамках исполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1432 «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники». В рамках этой программы государство субсидировало 15–20 % стоимости сельхозтехники, на эту сумму заводы-изготовители предоставляли сельхозпроизводителям скидки. В августе 2018 г. размер поддержки увеличили до 25–30 %. На 2019 г. по данной программе на поддержку отрасли сельхозмашиностроения было выделено 8 млрд росс. руб., в 2018 г. — 10 млрд, в 2017 г. — 15,7 млрд росс. руб. За счет снижения стоимости продукции российские заводы смогли существенно нарастить объемы выпуска, потеснить на рынке импортные машины и увеличить экспорт. По данным Ассоциации «Росспецмаш», за время действия программы совокупная стоимость произведенной в России сельхозтехники увеличилась с 30,5 до более чем 100,6 млрд росс. руб. в год, также увеличились: доля российских производителей на внутреннем рынке — с 24 до 60 %; численность сотрудников предприятий сельхозмашиностроения — с 21,9 до 38,5 тыс. человек; поставки на экспорт — с 4,2 до 11,1 млрд росс. руб. Однако при всем вышеизложенном Белоруссия пока остается безусловным лидером по производству тракторов среди стран СНГ (табл. 1).

Для Цитирования:
И. Ковалёв, Белорусский экспорт сельхозтехники: состояние, тенденции, проблемы. Агробизнес: экономика - оборудование - технологии. 2019;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: