Президент Фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева рассказала, сколько сейчас аварийного жилья в России, критично ли это количество и возможно ли решить эту проблему раз и навсегда. Она считает, что программа расселения была бы более эффективной, если бы была более адресной: учитывала доходы людей и наличие у них других жилых помещений.
Есть разные оценки объема аварийного жилого фонда в России. По данным Фонда развития территорий (ФРТ), на 1 января 2024 года он оценивался в 22,8 млн кв. м. А у Минстроя вот такие цифры: 35,8 млн в 2023 году, что в 2,4 раза больше показателя за 2015 год.
Но на самом деле эти данные не совсем точно отражают реальное состояние жилья в России. Ведь неудовлетворительное состояние дома и присвоение ему официального статуса аварийного — это немного разные вещи.
Во времена, когда еще не было масштабной программы расселения аварийного жилья (ее реализация началась в 2008 году), во многих случаях признание домов аварийными искусственно тормозилось. И, напротив, как только появились средства на расселение домов, им стали официально присваивать этот статус.
В обиходе нередко можно встретить такой термин, как «ветхое жилье». На сегодняшний день такого понятия официально не существует. В обыденной речи оно обычно используется для обозначения домов, имеющих высокий уровень износа, которые пока еще официально не признаны аварийными.
На самом деле в настоящее время доля аварийного жилья в стране все-таки относительно небольшая. По данным Минстроя, на него приходится примерно 0,8 % всего жилфонда России.
Тут вопрос больше в перспективе: если своевременно не заниматься таким жильем, то проблемы будут накапливаться.
В Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ РФ до 2030 года указано, что 100 млн кв. м жилья — 4 % многоквартирного жилищного фонда в России — имеют износ более 65 %. То есть в будущем это жилье имеет риск превратиться в аварийное.
Проблема аварийного жилья в России родом еще из СССР. К моменту его распада уже накопилась некоторая масса домов, в которых не было капремонта. Состояние жилищного фонда в стране еще больше ухудшилось в первые десятилетия после начала экономических реформ.