По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-10-2405-06

Базовые модели обеспечения качества медицинских услуг: мировой опыт и тенденции развития

Рыбачок Оксана Александровна заместитель главного врача по клинико-экспертной работе, ГБУЗ РК «Керченская городская детская больница», Е-mail: Rubachok1-1973@mail.ru, http://orcid.org/0000-0003-2481-0270

В статье рассмотрен мировой опыт обеспечения качеством медицинских услуг. Выявлены базовые модели управления (с исторических позиций), которые существенно эволюционировали в ХХ — начале ХХI в. под влиянием развития подходов к стандартизации, оценке и контролю качества медицинских услуг. Проанализированы организационные модели управления качеством медицинской помощи на основе базовой — индустриальной модели, доминирующей в мире на данный момент. Выявлены особенности их формирования, а также охарактеризованы условия их эффективного применения на практике.

Литература:

1. Вялков, А.И. Управление качеством медицинской помощи в лечебно-профилактическом учреждении на современном этапе / А.И. Вялков, Р.А. Хальфин, Е.Л. Никонов. ГлавВрач. 2009; 3: 17–21.

2. Доклад ВОЗ о состоянии здравоохранения в мире «Финансирование систем здравоохранения: путь к всеобщему охвату населения медико-санитарной помощью», 2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.who.int/whr/2010/ru/index.html

3. Комаров Ю.М. Лицензирование и аккредитация как основа обеспечения качества медицинской помощи. ГлавВрач. 2011; 2: 64–69.

4. Линденбратен А. Л. Методические подходы к оценке качества организации медицинской помощи. Здравоохранение: журнал рабочих ситуаций главного врача. 2015; 1: 74– 78.

5. Мартынчик С.А., Хомяков С.М. Роль стандартов в повышении эффективности бюджетных расходов на оказание высокотехнологической медицинской помощи в условиях государственного заказа. Здравоохранение Российской Федерации. 2010; 2: 3–6.

6. Медицина Великобритании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://england-holiday.ru/_advice/medicina-v.html

7. Методологические и методические основы клинического менеджмента / А.И. Вялков, В.З. Кучеренко, С.Л. Вардосанидзе [и др.]. ГлавВрач. 2007; 7: 71–82.

8. Орлов Е.М. Автоматизированная система медико-экономических стандартов как способ повышения эффективности управления региональным здравоохранением. Современные проблемы науки и образования. 2010; 2: 152–155.

9. Система здравоохранения в Соединенных Штатах Америки: страхование нации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://healthua.com/articles/2775.htmp

10. Управление качеством медицинской помощи / А.И. Вялков, В.З. Кучеренко, С.Л. Вардосанидзе [и др.]. ГлавВрач. 2007; 10: 23–39.

11. Эмануель А.В. Элементы системы менеджмента качества на базе ГОСТ Р ИСО 9001:2008 и ГОСТ Р ИСО 9004:2010. Обзор стандартов / А.В. Эмануель. Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. 2012; 1 (11): 112–123.

12. Annual Report 2008. ISO standards. Integrated confidence / ISO Central Secretariat. Genève 20 Switzerland. 2009; 28 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iso.org/iso/ru/annual_report_2008.pdf

13. Charles D. A background for national quality policies in health systems / Charles D. Shaw Isuf Kalo. World Health Organization, 2002; 53 р.

14. Donabedian A.Promoting quality through evaluation the process of the patient care. Medical care. 1968; 6: 181–201.

15. Health systems and public health services / World Health Organization. Regional Office for Europe, 2012; 28 p.

16. How can hospital performance be measured and monitored? / WHO Regional Office for Europe‘s Health Evidence Network (HEN). 2003; 17 р. [Электронный ресурс]. Available at: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0009/74718/E82975.pdf

17. Hunter D.L., Kernan M.T.,Grubbs M.R.Team Works: a model for continuous quality improvement in the health care industry. Am.J. Med. Qual. 1995, Winter; 10 (4): 199–205.

18. Lekhan,V. Health care systems in transition: Ukraine / V.Lekhan, V.Rudiy, E.Nolte. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe on behalf of the European Observatory on Health Systems and Policies, 2004; 128 p.

19. Quality and accreditation in health care services: а global review. Geneva: World Health Organization, 2007; 225 p.

20. Samson D. The relationship between total quality management practices and operational performance / D. Samson, M. Terziovski. Journal of Operations Management. 1999; 17 (4): 393– 409.

1. Vialkov A.I. Upravlenie kachestvom meditsinskoi pomoshchi v lechebno-profilakticheskom uchrezhdenii na sovremennom etape [Management of the quality of medical care in a medical institution at the present stage] / A.I. Vшalkov, R.A. Khalfin, E.L. Nikonov. GlavVrach [Chief Medical Officer]. 2009; 3: 17–21. (In Russ.)

2. World Health Report «Health systems financing: the path to universal coverage» WHO, 2010. Available at: http://www.who.int/whr/2010/ru/index.html

3. Komarov Iu.M. Litsenzirovanie i akkreditatsiia kak osnova obespecheniia kachestva meditsinskoi pomoshchi [Licensing and accreditation as the basis for ensuring the quality of medical care]. GlavVrach [Chief Medical Officer]. 2011; 2: 64–69. (In Russ.)

4. Lindenbraten A.L. Metodicheskie podkhody k otsenke kachestva organizatsii meditsinskoi pomoshchi [Methodological approaches to assessing the quality of medical care]. Zdravookhranenie [Healthcare]: a journal of working situations of the chief physician. 2015; 1: 74–78. (In Russ.)

5. Martynchik S.A., Khomiakov S.M. Rol standartov v povyshenii effektivnosti biudzhetnykh raskhodov na okazanie vysokotekhnologicheskoi meditsinskoi pomoshchi v usloviiakh gosudarstvennogo zakaza [The role of standards in increasing the efficiency of budgetary expenditures for the provision of high-tech medical care under the conditions of state order]. Zdravookhranenie Rossiiskoi Federatsii [Healthcare of the Russian Federation]. 2010; 2: 3–6. (In Russ.)

6. Meditsina Velikobritanii [UK Medicine]. Available at: http://england-holiday.ru/_advice/medicina-v.html (In Russ.)

7. Metodologicheskie i metodicheskie osnovy klinicheskogo menedzhmenta [Methodological foundations of clinical management] / A.I. Vialkov, V.Z. Kucherenko, S.L. Vardosanidze [et al.]. GlavVrach [Chief Medical Officer]. 2007; 7: 71–82. (In Russ.)

8. Orlov E.M. Avtomatizirovannaia sistema mediko-ekonomicheskikh standartov kak sposob povysheniia effektivnosti upravleniia regionalnym zdravookhraneniem [Automated system of medical and economic standards as a way to improve the efficiency of regional healthcare management]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia [Modern Problems of Science and Education]. 2010; 2: 152–155. (In Russ.)

9. Sistema zdravookhraneniia v Soedinennykh Shtatakh Ameriki: strakhovanie natsii [Health care system in the United States of America: insurance of the nation]. Available at: http://healthua. com/articles/2775.htmp (In Russ.)

10. Upravlenie kachestvom meditsinskoi pomoshchi [Quality management of medical care] / A.I. Vialkov, V.Z. Kucherenko, S.L. Vardosanidze [et al.]. GlavVrach [Chief Medical Officer]. 2007; 10: 23–39. (In Russ.)

11. Emanuel A.V. Elementy sistemy menedzhmenta kachestva na baze GOST R ISO 9001:2008 i GOST R ISO 9004:2010. Obzor standartov [Elements of a quality management system based on GOST R ISO 9001:2008 and GOST R ISO 9004:2010. Review of standards] / A.V. Emanuel. Menedzhment kachestva v sfere zdravookhraneniia i sotsialnogo razvitiia [Quality Management in Healthcare and Social Development]. 2012; 1 (11): 112–123. (In Russ.)

12. Annual Report 2008. ISO standards. Integrated confidence / ISO Central Secretariat. Gen ve 20 Switzerland, 2009; 28 p. Available at: http://www.iso.org/iso/ru/annual_report_2008.pdf.

13. Charles D. A background for national quality policies in health systems / Charles D. Shaw Isuf Kalo. World Health Organization, 2002; 53 р.

14. Donabedian A. Promoting quality through evaluation the process of the patient care. Medical care. 1968; 6: 181–201.

15. Health systems and public health services / World Health Organization. Regional Office for Europe, 2012; 28 p.

16. How can hospital performance be measured and monitored? [Electronic resource] / WHO Regional Office for Europe‘s Health Evidence Network (HEN). 2003; 17 p. Available at: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0009/74718/E82975.pdf

17. Hunter D.L., Kernan M.T., Grubbs M.R. Team Works: a model for continuous quality improvement in the health care industry. Am.J. Med. Qual. 1995; 10 (4): 199–205.

18. Lekhan, V. Health care systems in transition: Ukraine / V. Lekhan, V. Rudiy, E. Nolte. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe on behalf of the European Observatory on Health Systems and Policies, 2004; 128 p.

19. Quality and accreditation in health care services: а global review / Geneva: World Health Organization, 2007; 225 p.

20. Samson D. The relationship between total quality management practices and operational performance / D. Samson, M. Terziovski. Journal of Operations Management. 1999; 17 (4): 393–409.

Дата поступления рукописи в редакцию: 14.02.2024.

Дата принятия рукописи в печать: 17.02.2024.

Date of receipt of manuscript at the editorial office: 02/14/2024.

Date of acceptance of the manuscript for publication: 02/17/2024.

Мировой опыт свидетельствует об активном и успешном развитии систем управления качеством путем распространения международных стандартов качества медицинской помощи в разных странах мира, создания соответствующих государственных национальных стандартов и гармонизацией их с международными [2, 10]. При этом значительное влияние на совершенствование мировой стандартизации осуществила концепция доказательной медицины, основная идея которой заключается в применении лишь тех методов диагностики, лечения, профилактика, результативность которой доказана во время клинических исследований высокого уровня обоснованности.

Стандартизация, по мнению специалистов и экспертов, обеспечивает возможность удерживать достаточно высокий уровень медицинской помощи независимо от опыта и личных способностей врача, создать гарантии для пациента во время получения медицинских вмешательств [5, 8]. В этих условиях важной научной проблемой является исследование мирового опыта, эволюции, тенденций развития теории и практики управления качеством медицинских услуг в динамике, что предполагается реализовать в данной статье путем исследования базовых моделей управления ХХ — начала ХХI в., сформировавшихся и эволюционировавших под влиянием развития подходов к стандартизации, оценке и контролю качества медицинских услуг.

Выделение типичной для данного этапа развития теории и практики управления качеством медицинских услуг модели позволит выделить и охарактеризовать организационные модели управления качеством медицинской помощи, присущие доминирующей на данный момент базовой модели управления.

Системное изложение проблематики управления качеством медицинской помощи впервые представил А. Донабедян, адаптировавший подходы к менеджменту качества в сфере товарного производства в медицинскую деятельность и предложивший трехкомпонентную модель обеспечения качества [14]: качество структуры, качество процесса, качество результата.

Для Цитирования:
Рыбачок Оксана Александровна, Базовые модели обеспечения качества медицинских услуг: мировой опыт и тенденции развития. Справочник врача общей практики. 2024;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: