Дата поступления рукописи в редакцию: 14.02.2024.
Дата принятия рукописи в печать: 17.02.2024.
Date of receipt of manuscript at the editorial office: 02/14/2024.
Date of acceptance of the manuscript for publication: 02/17/2024.
Мировой опыт свидетельствует об активном и успешном развитии систем управления качеством путем распространения международных стандартов качества медицинской помощи в разных странах мира, создания соответствующих государственных национальных стандартов и гармонизацией их с международными [2, 10]. При этом значительное влияние на совершенствование мировой стандартизации осуществила концепция доказательной медицины, основная идея которой заключается в применении лишь тех методов диагностики, лечения, профилактика, результативность которой доказана во время клинических исследований высокого уровня обоснованности.
Стандартизация, по мнению специалистов и экспертов, обеспечивает возможность удерживать достаточно высокий уровень медицинской помощи независимо от опыта и личных способностей врача, создать гарантии для пациента во время получения медицинских вмешательств [5, 8]. В этих условиях важной научной проблемой является исследование мирового опыта, эволюции, тенденций развития теории и практики управления качеством медицинских услуг в динамике, что предполагается реализовать в данной статье путем исследования базовых моделей управления ХХ — начала ХХI в., сформировавшихся и эволюционировавших под влиянием развития подходов к стандартизации, оценке и контролю качества медицинских услуг.
Выделение типичной для данного этапа развития теории и практики управления качеством медицинских услуг модели позволит выделить и охарактеризовать организационные модели управления качеством медицинской помощи, присущие доминирующей на данный момент базовой модели управления.
Системное изложение проблематики управления качеством медицинской помощи впервые представил А. Донабедян, адаптировавший подходы к менеджменту качества в сфере товарного производства в медицинскую деятельность и предложивший трехкомпонентную модель обеспечения качества [14]: качество структуры, качество процесса, качество результата.