В вебинаре, организованном Комитетом ТПП России по вопросам экономической интеграции и внешнеэкономической деятельности, приняли участие представители более 45 организаций из различных регионов России. Вел мероприятие директор по взаимодействию с органами государственной власти ОАО «Кордиант» Антон Акимов.
Первый выступающий — Николай Мизулин, партнер международной юридической фирмы Mayer Brown, — представил подробный доклад о текущей ситуации по представлению интересов российских экспортеров в торговых расследованиях за рубежом. Он начал с того, что в рамках ВТО практически единственным легитимным способом поставить барьер импорту сегодня являются защитные меры, которые делятся на антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные. Применение каждой из указанных мер унифицировано на уровне соответствующих соглашений ВТО. Основаниями для применения защитных мер по общему правилу являются следующие: антидемпинговые меры применяются для противодействия росту демпингового импорта, причиняющему материальный ущерб отрасли национальной экономики, компенсационные меры применяются для противодействия росту импорта, произведенному с использований субсидий и причиняющему материальный ущерб отрасли национальной экономики, специальные защитные меры применяются при росте импорта, причиняющем серьезный ущерб отрасли национальной экономики. В качестве мер профилактики торговых расследований эксперт назвал такие, как мониторинг цен реализации товара на внутреннем и внешнем рынках, диверсификация экспортных потоков, оптимизация системы учета, контроль за номенклатурой экспортируемой продукции, оптимизация структуры продаж, выстраивание долгосрочных взаимоотношений с потребителями. Подготовка к торговому расследованию заключается в анализе данных о ценах и объемах реализации товара, а также о производственной себестоимости, оценке целесообразности участия в торговом расследовании, затем компании необходимо выбрать консультанта, назначить ответственных сотрудников внутри компании, рекомендуется также при наличии времени проведение профилактических мероприятий. Что касается непосредственно участия в торговых расследованиях, целесообразность этого должна оцениваться с учетом важности экспортного рынка в течение последующих 10 лет, уровня защитной пошлины, запрашиваемой заявителем, действительного уровня маржи демпинга/субсидирования, возможностей перенаправления экспортных потоков и обхода защитных мер.