По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2; 73.04 DOI:10.33920/nik-01-2307-02

Барби в зеркале культуры: социальная нагрузка и трансформация современной куклы

Пузейко Елизавета Александровна ФГАОУ ВО «Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского», Россия, 644077, г. Омск, просп. Мира, д. 55, E-mail: puzeykoli@mail.ru

Функционал детской игрушки меняется параллельно изменяющемуся миру, для которого она создана. Ее ориентация на требования и интересы ребенка относительна. В первую очередь кукла — это предмет мира взрослых. Одна из популярнейших кукол современности в данном случае не исключение. Прототипом Барби была игрушка, передававшая формы взрослой девушки, привлекавшая внимание мужчин. Первые Барби, выполненные по ее формату, завоевали сердца детей, и, как показывает практика, надолго. В статье рассматриваются алгоритм удержания данного внимания, «секреты успеха» Барби на примере развития конкретной ее модели — Barbie Fashionistas. Обозначены последовательность субъективации образа куклы, цели, преследуемые данным процессом, его последствия. Результатом эволюции Барби является не только развитие потребительского вкуса ребенка, но и появление отдельной субкультуры в мире взрослых (кукла так и не смогла покинуть этот мир), что говорит об изначальной тесной связи между куклой и миром человека. Эти взаимоотношения лишены сакрального лоска, что обязательно для куклы, согласно этнографическим и антропологическим наблюдениям. Аксиология данного образа амбивалентна — он как приносит облегчение страданиям, так и заставляет отказываться от природного естества тела (что вряд ли возможно без боли и финальной неудовлетворенности). Рассмотрен инструментальный характер образности куклы, который оказывается важным как для мира детей, так и для мира взрослых.

Литература:

1. Barbie Fashionistas // Куклопедия [Электронный ресурс]. — URL: http://blog.kuklopedia.ru/wiki/barbie-fashionistas/?title=Barbie_Fashionistas (дата обращения: 07.01.2023).

2. Barbie Fashionistas: полный список кукол с самого начала, с #1 до текущего момента // ToyByToy [Электронный ресурс]. — URL: https://www.toybytoy.com/doll/ Barbie-Fashionistas-full-list-from-the-beginning (дата обращения: 07.01.2023).

3. Барт Р. Мифологии / Пер. с фр. С. Зенкина. — М.: Академический проект, 2019. — 351 с.

4. Бекмирзаева Д. Значение кукол в развитии ребенка // Вестник педагогики: наука и практика. — 2020. — № 51 (51). — С. 72–74.

5. Белобрыкина О.А., Шамшикова О.А. Ребенок и игрушка // Вестник практической психологии образования. — 2007. — № 4 (13). — С. 118–124.

6. Вульф Н. Миф о красоте: Стереотипы против женщин / Пер. с англ. А. Графовой, Т. Графовой. — 4-е изд. — М.: Альпина нон-фикшн, 2019. — 576 с.

7. Горалик Л. Полая женщина: Мир Барби изнутри и снаружи. — М.: НЛО, 2005. — 320 с.

8. Политова М.А. История кукол: традиции и современная жизнь // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2014. — № 7. — С. 72–78.

9. Романова А.В. Человек — кукла — манекен: образ модели в мире моды на рубеже XX–XXI века // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. — 2008. — Т. 177. — С. 117–120.

10. Скляренко В.М. 100 знаменитых женщин. — Харьков: Фолио, 2008. — 510 с.

11. Токарев С.А. Ранние формы религии. — М.: Политиздат, 1990. — 622 с.

12. Холмогорова А.Б. Роль модных кукол в усвоении нереалистичных социальных стандартов телесной привлекательности у девочек-дошкольниц // Консультативная психология и психотерапия. — 2014. — № 4 (83). — С. 130–154.

13. Эльконин Д.Б. Психология игры. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. — 360 с.

14. Barbie’s got a new body [Elektronnyy resurs]. — Time URL: https://time.com/barbie-new-body-cover-story/ (Data obrashcheniya 19.01.2023).

15. Rogers M.F. Barbie Culture. — London: SAGE Publications, 1999. — 171 р.

16. Rose Ayling-Ellis and Friends Celebrate the Arrival of Diverse New Barbie Fashionistas Dolls in the UK [Elektronnyy resurs]. — Mattel URL: https://corporate.mattel.com/news/ rose-ayling-ellis-and-friends-celebrate-arrival-of-diverse-new-barbie-fashionistas-dolls-inthe-uk (Data obrashcheniya 20.01.2023).

17. Tulinski H. Barbie As Cultural Compass: Embodiment, Representation, and Resistance Surrounding the World’s Most Iconized Doll // Sociology Student Scholarship. — 2017. — 133 р.

1. Barbie Fashionistas [Elektronnyy resurs]. Kuklopediya. URL: http://blog.kuklopedia.ru/wiki/barbie-fashionistas/?title=Barbie_Fashionistas (Data obrashcheniya 07.01.2023).

2. Barbie Fashionistas: polnyj spisok kukol s samogo nachala, s #1 do tekushchego momenta [Elektronnyy resurs]. ToyByToy. URL: https://www.toybytoy.com/doll/Barbie-Fashionistas-full-list-from-the-beginning (Data obrashcheniya 07.01.2023).

3. Bart R. Mifologii; per. s fr. S. Zenkina. — M.: Akademicheskij proekt, 2019. — 351 s.

4. Bekmirzaeva D. Znachenie kukol v razvitii rebenka // Vestnik pedagogiki: nauka i praktika. — 2020. — № 51 (51). — S. 72–74.

5. Belobrykina O.A., SHamshikova O.A. Rebenok i igrushka // Vestnik Prakticheskoj Psihologii Obrazovaniya. — 2007. — № 4 (13). — S. 118–124.

6. Vul'f N. Mif o krasote: Stereotipy protiv zhenshchin; per. s angl. A. Grafovoj, T. Grafovoj. — 4-e izd. — M.: Al'pina non-fikshn, 2019. — 576 s.

7. Goralik L. Polaya zhenshchina: Mir Barbi iznutri i snaruzhi. — M.: NLO, 2005. — 320 s.

8. Politova M.A. Istoriya kukol: tradicii i sovremennaya zhizn' // Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriya i praktika. — 2014. — № 7. — S. 72–78.

9. Romanova A.V. Chelovek — kukla — maneken: obraz modeli v mire mody na rubezhe XX–XXI veka // Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. — 2008. — T. 177. — S. 117–120.

10. Sklyarenko V.M. 100 znamenityh zhenshchin. — Har'kov: Folio, 2008. — 510 s.

11. Tokarev S.A. Rannie formy religii. — M.: Politizdat, 1990. — 622 s.

12. Holmogorova A.B. Rol' modnyh kukol v usvoenii nerealistichnyh social'nyh standartov telesnoj privlekatel'nosti u devochek-doshkol'nic // Konsul'tativnaya psihologiya i psihoterapiya. — 2014. — № 4 (83). — S. 130–154.

13. El'konin D.B. Psihologiya igry. — 2-e izd. — M.: Gumanit. izd. centr VLADOS, 1999. — 360 s.

14. Barbie’s got a new body [Elektronnyy resurs]. Time URL: https://time.com/barbie-new-body-cover-story/ (Data obrashcheniya 19.01.2023).

15. Rogers M.F. Barbie Culture. — London: SAGE Publications, 1999. — 171 р.

16. Rose Ayling-Ellis and Friends Celebrate the Arrival of Diverse New Barbie Fashionistas Dolls in the UK [Elektronnyy resurs]. Mattel URL: https://corporate.mattel.com/news/rose-ayling-ellis-and-friends-celebrate-arrival-of-diverse-new-barbie-fashionistas-dolls-in-the-uk (Data obrashcheniya 20.01.2023).

17. Tulinski H. Barbie As Cultural Compass: Embodiment, Representation, and Resistance Surrounding the World’s Most Iconized Doll // Sociology Student Scholarship, 2017. — 133 р.

Статья поступила 01.03.2023.

С момента своего появления детская игрушка была и остается важным посредником между подрастающим поколением и миром. Представая в разнообразных образах, она всегда создается для воспитания ребенка. Являясь отражением общества, миниатюрным миром, она выполняет важную функцию: адаптация детей к социуму. В один только образ куклы, в основном женский образ, могут быть заложены определенные сюжеты и социальные нагрузки. Игра в них может оказать влияние на ребенка, что и вызывает беспокойство многих родителей и психологов.

Процессу игры всегда уделялось особое значение в воспитании ребенка. В различных педагогических системах игре придавалась разная роль, но нет ни одной, в которой не отводилось бы место игре вовсе. Педагоги приписывают игре образовательные и воспитательные функции. Особую важность это приобретает в условиях семейного дошкольного воспитания, которое характеризуется двумя основными видами деятельности: труд и игра. Труд практически полностью уходит из жизни современного ребенка, оставляя игру основной его формой воспитания и жизни [13, с. 316–318]. В середине прошлого века Р. Барт писал, что игрушки рождаются из мифов и навыков современной взрослой жизни. Современные ему игрушки представляли собой мир взрослых в миниатюре, некий каталог того, что есть во взрослой жизни. Р. Барт считал, что они создают не детей-творцов, а детей-потребителей, которые поглощают информацию в готовом виде, не задумываясь, почему все устроено именно так [3, с. 121–122]. Подобные игрушки современные исследовательницы О.А. Белобрыкина и О.А. Шамшикова называют «суррогатными». Они являют собой конкретный образ в контексте социальных значений, определяемых массовой культурой. Играя с ними, ребенок не моделирует игровые ситуации, не придумывает собственные наивные сюжеты, полагаясь на уже заложенный образ. Такие игрушки не развивают самостоятельность мышления, обедняя фантазию ребенка [5, с. 122–123].

Одной из разновидностей игрушек является кукла, главной характеристикой которой всегда было подобие человеку. Данный аспект затрудняет рассмотрение начала игрового компонента куклы, так как антропоморфность часто сакрализуется в древних культурах [8, с. 73]; в археологических материалах антропоморфные персонажи охотнее рассматриваются в качестве образов божеств, а не детских игрушек. Изображение человека в виде куклы до сих пор используется некоторыми народами в имитативной магии с вредоносными целями. Одним из наиболее распространенных является обычай изготовления куклы, изображающей врага, чтобы разрушить ее или нанести вред: прокалывают иглой, сжигают и т.п. Малайцы берут ногти или волосы человека, смачивают их его же слюной, смешивают с другими предметами, относящимися к тому человеку, и с помощью воска вылепляют из данного материала куклу. Ее семь дней поджаривают на огне, после чего окончательно сжигают. Таким образом, не посвященному в тонкости обрядовых практик человеку магический объект может показаться просто куклой в контексте странных ритуалов [11, с. 442–443].

Для Цитирования:
Пузейко Елизавета Александровна, Барби в зеркале культуры: социальная нагрузка и трансформация современной куклы. Вопросы культурологии. 2023;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: