Рост числа банкротств строительных организаций связан с экономической ситуацией в стране в целом. Изменение курса иностранной валюты приводит к изменению цен на строительные материалы (как правило, в большую сторону); затраты на обеспечение работы строительной техники зависят от роста цен на топливо; удорожание кредитов и кредитных линий, другие факторы приводят к финансовой несостоятельности застройщиков и, как следствие, к прекращению деятельности.
Обычно целью процедуры банкротства является поиск и реализация имущества должника, работа с дебиторской задолженностью, направленная на возврат предприятию денежных средств, за счет которых погашаются требования кредиторов. Почему же возникла необходимость дополнительного правового регулирования финансовой несостоятельности именно строительной компании? Ответ простой. Большая часть кредиторов застройщика — физические лица, которые инвестировали в строительство определенного объекта и имеют право на получение построенных для них жилых (нежилых) помещений.
Появление в Федеральном законе № 127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту — Закон о банкротстве) положений, применимых только к процедуре банкротства застройщика, направлено на создание дополнительных гарантий для дольщиков. Так как после завершения процедуры по общим правилам банкротства, дольщики в лучшем случае могли рассчитывать на возврат одной третей от вложенных средств, так как реализация активов должника происходит по низкой цене, а задолженность по налогам и иным обязательным платежам погашалась ранее задолженности участников строительства.
Однако применение положений параграфа 7 Закона о банкротстве на практике показало, что издание специальной нормы, без доработки положений гражданского, земельного, градостроительного законодательства недостаточно. Идея, которую преследовал законодатель, внедряя в правовую систему дополнительные нормы для регулирования отношений, возникающих в сфере банкротства организаций-застройщиков, явно не реализована в полной мере.