Темпы роста рынка лизинга продолжают впечатлять: лизинговые платежи, активы нового бизнеса и объем лизингового портфеля остаются значительными в течение последних пяти лет (табл. 1).
При этом в составе нового бизнеса растет доля государственного сектора, а структура лизингового портфеля характеризуется существенным преобладанием транспортных сегментов — это в первую очередь лизинг железнодорожного, авиационного и грузового автотранспорта (рис. 1).
Территориальная концентрация лизинговых компаний в центральной части России и ее ослабление на азиатских региональных рынках сопровождается неравномерной экономической активностью субъектов, в том числе в части заключения и исполнения лизинговых сделок, что не может не настораживать, учитывая правовой смысл лизинга и его экономические преимущества для регионального развития (рис. 2).
Эксперты оценивают финансовое положение рынка лизинга как неудовлетворительное, отмечая накопление убытков, особенно среди компаний, прямо либо косвенно связанных с государственным сектором. При этом продолжается его количественный рост и сохраняется тенденция консолидации лизингового бизнеса на крупнейших игроках (рис. 3).
Генерирование финансовых и правовых проблемных аспектов лизинговых отношений транспонируется в банкротство компаний. Учитывая значительные масштабы активов и обязательств компаний лизингового сектора, банкротство сопровождается колоссальными финансовыми рисками как для сторон лизинговой сделки (лизингодателя и лизингополучателя), так и ближнего окружения (партнеров, конкурентов, государственных институтов).
Согласно данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве, за последние десять лет прошли и проходят процедуру банкротства 303 лизинговые компании, в том числе 14 из них отсутствующие должники (компании, местонахождение которых определить невозможно), 73 ликвидируемых должника (попавших в процедуру банкротства после добровольной ликвидации по причине недостаточности имущества для полного погашения требований всех кредиторов), 211 обычных должников и 5 иных финансовых организаций (табл. 2).