На данный момент в экономической системе России сформировалась очень сложная конкурентная борьба в банковском секторе. И для того чтобы преуспеть в этой среде, банки пытаются диверсифицировать свою продукцию путем внедрения новых услуг.
Банковская услуга — это особый вид услуг, предоставляемых финансовыми организациями, необходимых для рационального и оптимального совершения банковских операций по перемещению денежных средств [4]. Этот термин нашел свое широкое распространение лишь после перехода ряда европейских стран к рыночному типу экономики. Совокупность банковских услуг образует потребительский портфель, необходимый для удовлетворения спроса клиентов.
В настоящее время сформировался обширный ассортимент данного типа продукции, которая различается по характерным чертам:
1) по способу удовлетворения потребностей покупателей продукции:
— прямые услуги, которые непосредственно удовлетворяют предпочтения потребителей;
— косвенные услуги, способствующие облегчению, усовершенствованию удобства или снижению издержек на получение прямых услуг;
2) по направленности на круг клиентов:
— единичные (предназначены для конкретных видов лиц);
— массовые (обеспечивают доступность для широкого круга пользователей и покупателей банковской продукции);
3) по ограниченности банковских услуг:
— лимитированные (ограниченные и предназначенные для специализированного круга лиц);
— нелимитированные;
4) по степени возникновения в банковской сфере:
— новые на всеобщем финансовом рынке;
— впервые появились в отечественной сфере;
5) по экономическому содержанию:
— операционные;
— финансовые;
— инвестиционные;
— консультационные [6].
В свою очередь, продукция кредитно-финансовых институтов по экономическому содержанию делится на множество видов, разнообразие которых мы рассмотрим на рисунке.
Исходя из всего многообразия кредитно-финансовых операций мы в рамках проведенного исследования рассмотрим только основные их виды, которые наиболее востребованы в экономической среде.