Статья поступила 17.07.2017 г
Окружающий нас мир достаточно многоцветен. Человек, являясь неотделимой частью природы, чувствует ее во всех естественно-цветовых сочетаниях, чем и объясняется его любовь к цветовым вариациям. Цвет как качественная характеристика имеет огромное значение и в культурной идентификации. Так, неотъемлемой частью этнической культуры являются изделия традиционных народных промыслов, базирующихся на фундаменте древних верований, наполненных мифологическими образами, и отражающих самосознание этноса, так как прочно связаны с окружающей природой, пронизаны темпераментом народа и имеют специфическую ментальность. Именно посредством цвета, который является внешним проявлением их внутреннего мира, они рассказывают о своем мировосприятии — об отношении к себе и к окружающей Вселенной: каждая культура использует определенный набор выразительности цвета, при котором задействуются специфические символическое и ассоциативное значения. Говоря словами Ж. Вардзелашвили, «смысловые элементы культуры накапливают значения, разрастаются и символизируются. Переходя из одной эпохи в другую, они сохраняют свои константные составляющие. Эти смыслы передаются различными семиотическими кодами…» [1. С. 64]. Как известно, в древности, так и в настоящее время, цветовая символика использовалась в магических и религиозных обрядах: слово являлось носителем определенного смысла, подобным образом и язык цвета представлял собой знаковую систему. То есть внутри каждой культуры посредством цвета определялась принадлежность к классу, к группе, а индивидуумы таким образом демонстрировали свое отношение к социуму. Но для того, чтобы понимать это, необходимо выяснить генезис данного явления: как появлялись в сознании этноса цветовые ассоциации? Возможно предположить, что в ходе его культурно-исторического развития, а возможно, по принципу аналогии с абстрактными понятиями? Или в процессе отождествления с объектами или явлениями окружающей природы? Попытаемся разобраться в этом вопросе.