В течение более чем трех лет на площадке Комиссии разрабатывалось Соглашение «О механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза». Рассматривались разные варианты, и в результате сложного переговорного процесса мы пришли к тому механизму, который заложен в этом Соглашении, подписанном в Астане в прошлом году. В настоящее время оно находится в странах Союза на ратификации. В России и Белоруссии этот процесс завершен. В остальных странах ЕАЭС, думаю, потребуется чуть больше времени, однако, по моим прогнозам, в 2020 г. Соглашение должно вступить в силу.
В чем же заключается документальная прослеживаемость? Суть в том, чтобы вместо физического контроля каждой единицы товара отслеживать баланс иностранных товаров, ввезенных на рынок Союза, в том числе их оборот на внутреннем рынке от покупателя к покупателю. Прослеживаемости будут подлежать не все товары. Перечень товаров, подлежащих документальной прослеживаемости, будет утверждаться Советом Евразийской экономической комиссии. В настоящее время есть две системы прослеживаемости: физическая (маркировка) и та, о которой мы ведем речь, — документальная. В связи с этим важно, чтобы один и тот же товар не попал сразу в две системы прослеживаемости. Выбор подходящего из этих двух инструментов будет осуществляться исходя из здравого смысла.
Как работает механизм документальной прослеживаемости? Механизм прослеживаемости состоит из пяти национальных систем прослеживаемости, которые работают в каждой стране самостоятельно. ЕЭК не вмешивается в механизм их работы, в то, как они создаются, кто оператор и т. д., это полностью национальная компетенция. Комиссия же обеспечивает взаимодействие этих национальных систем в том случае, когда товары перемещаются из одной страны Союза в другую.
Все начинается с помещения товара (включенного в перечень, утвержденный Советом Комиссии) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Информация о таком товаре сразу поступает в национальную систему прослеживаемости. Она передается из декларации в национальную систему прослеживаемости в том составе, который указан в Соглашении. Далее при каждой операции (дроблении партии, передаче в производство и т. д.) в национальной системе прослеживаемости отражается соответствующая информация. В том случае, когда эти товары продаются в другую страну, например из Белоруссии в Россию, информация о такой сделке после оформления сопроводительного документа передается из Белоруссии в Россию. Соответственно, российские контролирующие органы получают информацию о сделке, в рамках которой товар продается, в российской национальной системе прослеживаемости появляется информация о таком товаре. Таким образом, российский государственный орган имеет информацию лишь о последнем сегменте, то есть из всей цепочки продаж информация автоматически передается только о последнем звене. Если у российской стороны возникли сомнения, опасения, потребность в изучении всей цепочки поставки, она может обратиться в национальную систему прослеживаемости Белоруссии и получить информацию вплоть до момента выпуска в свободное обращение. Разумеется, в практическом применении возникнет большое количество различных вопросов. Например, в Соглашении предусмотрены ситуации, когда товар появляется в результате конфискации. Многие проблемы будут решаться посредством издания отдельных решений Комиссии.