Последние десятилетия характеризуются эпидемиологическим подъемом заболеваний, вызванных менингококком серотипа С, с крайне тяжелым течением и высокой летальностью. Бактериальные гнойные менингиты снижают адаптационный потенциал и резервные возможности организма человека [1]. Российский и зарубежный опыт лечения пациентов с бактериальными гнойными менингитами позволил определить тактику оказания медицинской помощи на госпитальном этапе, включающую немедленное (до назначения антибактериальной терапии) при поступлении больного (параллельно с лечебными процедурами) проведение забора проб крови для выявления изменений и динамики показателей общего анализа крови (в ОАК), данных С-реактивного белка (СРБ), выявление патогенов в мазках из носоглотки и ликворе при специфической окраске метиленовым синим и по методу Грама [2], рис 1
Лечение проведено на основании добровольного информированного согласия пациентов. Комплексная терапия включала применение рекомбинантного интерлейкина-2, полного структурного аналога интерлейкина-2. Содержание цитокинов в периферической крови и ликворе выполнено с использованием метода ИФА в соответствии с инструкциями к тест-системам производства «Вектор-Бест» (Россия, Новосибирск). Субпопуляционный состав периферической крови изучен с использованием метода проточной цитометрии в ООО «Лаборатория Гемотест» (Россия, Москва). Статистический анализ выборок включал расчет средних арифметических величин и ошибок средних [3] в группах, где пациенты получали стандартную антибактериальную терапию с учетом антибиотикочувствительности патогена, и в группах, где в комплекс лечебных мероприятий вместе с антибактериальными препаратами включен рекомбинантный интерлейкин-2 [4].
В остром периоде гнойного менингита до начала лечения показатели провоспалительных цитокинов интерлейкин (ИЛ) — 1α, ИЛ-1β, ИЛ-8, ФНО-α, абсолютное и относительное содержание нейтрофильных гранулоцитов достоверно увеличивалось и превышало норму: ИЛ-1α на 21,12±0,11 %, ИЛ-1β — на 18,45±0,56 %, ИЛ-8 — на 19,67±0,89 %, ФНО-α — на 13,29±0,78 %, тогда как уровень ИЛ-2, цитокина, активирующего дифференцировку лимфоцитов, стимулирующего синтез иммуноглобулинов классов М и G, снижался на 12,89±0,09 %, интерферона (ИНФ) — γ — на 16,67±0,33 %, функционально-метаболическая активность фагоцитов периферической крови и ликвора по показаниям теста редуцирующей активности нитросинего тетразолия (НСТ-теста), теста фагоцитарной активности достоверно уменьшались на 23.22 % и 12,23 % соответственно. (р≤0,001) [5].