Эпоха генеративного искусственного интеллекта (ИИ) кардинально меняет ландшафт креативной индустрии. С одной стороны, ИИ становится мощным инструментом, расширяющим границы человеческого творчества, превращая автора в «режиссера» цифровой реальности. С другой — возникают острые правовые и этические проблемы: кто является автором контента, созданного по промту? Имеет ли право нейросеть обучаться на произведениях без согласия их создателей? Как защищать права авторов в условиях, когда граница между человеческим и машинным творчеством размывается?
В условиях глобальной цифровизации актуализируются и традиционные проблемы авторского права — копирование веб-дизайна, литературных текстов, использование «сиротских» произведений. Об этом поговорим более подробно.
Российская судебная практика последних лет активно реагирует на эти вызовы, а законодательство начинает адаптироваться к новым реалиям. Так, с 22 июля 2024 года принят Федеральный закон № 190-ФЗ, вносящий принципиальные изменения в регулирование так называемых «сиротских» объектов.
Сиротские произведения — объекты авторского права, авторы которых неизвестны или не могут быть найдены, несмотря на добросовестные усилия. Такие произведения особенно распространены в цифровой среде: сканированные архивные книги, старые фотографии, неопубликованные рукописи.
До недавнего времени российское законодательство не содержало специального режима использования таких объектов. Однако с вступлением в силу Федерального закона от 22 июля 2024 г. № 190-ФЗ в Гражданский кодекс введены статьи 1244.2, 1280.1 и 1306.1, создающие правовой механизм легального использования «сиротских» произведений.
Согласно новой норме (ст. 1244.2 ГК РФ), правообладатель «предполагается неизвестным», если не установлено его имя/наименование либо отсутствуют сведения о месте жительства/адресе юридического лица, позволяющие направить юридически значимое сообщение. Это — важное уточнение, поскольку теперь речь идет не просто об отсутствии имени, а о невозможности установить канал юридического взаимодействия.