Учреждения культуры в своей деятельности часто используют различные музыкальные произведения. Сегодня уже не надо прикладывать большие усилия, чтобы раздобыть для музыкального оформления какого-либо мероприятия нужную пластинку или кассету, переписать ее или сделать запись, например, без партии голоса (минусовку). В открытом доступе в сети Интернет размещены сотни тысяч композиций всех исполнителей в различных вариантах. Однако, чтобы использовать необходимые произведения и не допускать при этом нарушения интеллектуальных прав, необходимо иметь четкое представление об охране музыкальных произведений, правах на них и круге правообладателей.
Автор этой статьи юрист Андрей Макаров — выпускник Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, занимается правовой охраной и судебной защитой программного обеспечения, интеллектуальной собственности IT-компаний и иных объектов авторского права с 2008 года.
Музыкальные произведения, как с текстом, так и без текста, отнесены в ст. 1259 ГК РФ к объектам авторских прав. Авторские права бывают имущественные и личные неимущественные. Авторские права изначально при создании любого произведения возникают у автора. Личные неимущественные права, такие как право на имя или право авторства, неотчуждаемы и могут принадлежать только автору, отказ от таких прав ничтожен. А вот исключительное право — имущественное — может впоследствии быть передано автором и принадлежать любому другому физическому или юридическому лицу.
Вследствие того, что музыкальное произведение может состоять из нескольких охраняемых объектов авторских прав, у него может быть и несколько правообладателей. Кроме того, немного забегая вперед, отмечу, что с музыкальными произведениями тесно связаны не только авторские права, но и смежные. Обычно известные музыкальные произведения, используемые при проведении различных культурно-массовых мероприятий, представляют собой песни. Как правило, у песни есть автор музыки и автор текста. Кроме того, не стоит исключать и возможность соавторства.