Сразу определимся — роботы «уже в городе». Они без помощи водителя останавливаются перед красным сигналом светофора, пропускают пешеходов на переходе, отличают второстепенную дорогу от главной. Правда, в этом городе люди не живут, а сам он является испытательным полигоном университета штата Мичиган и носит название Mcity. Функционирует такой город с июля 2015 г. и, наравне с аналогичным комплексом Volvo, находится на острие робототехнической революции, которая вот-вот захлестнет автомобильный мир.
Основой «органов чувств» автономных машин является лидар (транслитерация LIDAR), который фактически является лазерным сканером. Принцип его работы мало отличается от классического радара, только погрешность измерения расстояния у него на порядок меньше — менее 2 см. К примеру, концептуальный робокар Audi А7 оснащен лазерным сканером, контролирующим 80 м вперед, при этом он выдает до 100 000 импульсов в секунду, что позволяет оценивать обстановку на дороге при очень большой скорости. Настоящим испытательным полигоном для таких устройств стали соревнования роботов DARPA Grand Challenge, в которых лидар стал неотъемлемой частью автономной машины. Фактически монополистом в сфере использования лазеров в качестве сканеров является компания SICK AG — именно их продукция устанавливается на большинство навигационных систем мобильных роботов. Лидар позволяет автономному транспортному средству создавать подробную 3D-модель окрестностей для полноценной ориентации на дороге. Экспериментальному Lexus GS, который к Олимпиаде 2020 г. обещает стать серийным, для этого требуется сразу шесть лазерных сканеров.
Относительно массовыми стали ультразвуковые датчики, которые широко представлены в парковочных радарах. Пионером их внедрения в начале 1950 гг. стала компания Cadillac, которая на основе УЗ-сонаров облегчила парковку своих габаритных автомобилей. Современные четырехколесные беспилотники используют ультразвуковые импульсы для позиционирования автомобиля в окружающей обстановке с точностью до 1 мм. Дальнобойностью такие системы не отличаются (до 8 м), они формируют «ближнее поле» зрения автономных машин, поэтому в основном их используют для автоматической парковки. Это очень удобно — экспериментальный роботизированный хэтчбек Volvo V40 самостоятельно занимает место на стоянке. Владелец при этом стоит в сторонке и наблюдает как его машина паркуется вплотную к соседям — налицо очевидная экономия места в тесных мегаполисах. Обратно автомобиль можно получить, просто кликнув в специальном приложении смартфона.