По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656 ББК 39.475 DOI:10.33920/VNE-03-2108-04

Автономное судоходство в России

Пустохина Ирина Валерьевна канд. экон. наук, доцент кафедры предпринимательства и логистики, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
Любко Ксения Сергеевна студент, Институт отраслевого менеджмента, Государственный университет управления
Александрова Анна Сергеевна студент, Институт отраслевого менеджмента, Государственный университет управления

В статье исследуется развитие безэкипажных грузовых судов, определяется значение внедрения автономных логистических систем в такой вид транспорта, как морские грузовые суда. Описывается принцип работы безэкипажного грузового судна (БЭГС), рассматриваются отечественные проекты в области реализации автономного судоходства. Также авторами выделяются преимущества, недостатки и перспективы использования беспилотных грузовых судов в России.

Литература:

1. Акт Правительства Российской Федерации от 05.12.2020 № 2031 «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации автономных судов под Государственным флагом Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.

2. Безэкипажное судовождение, БЭС Беспилотные морские суда // Tadviser. — URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ (дата обращения: 29.04.2021).

3. Бондарев, В. А. Концепция управления безэкипажными судами / В. А. Бондарев, В. А. Волкогон, Ю. И. Нечаев, И. Р. Рагулина Морские интеллектуальные технологии. — 2020. — № 4–2 (50). — С. 62–67.

4. Казачков, С. Обзор российского транспортного сектора в 2019 году / С. Казачков, М. Самарин. — М.: KPMG, 2020.

5. Кирилловна, М. А. Перспективы развития безэкипажных судов в Российской Федерации / М. А. Кирилловна, А. И. Рожко. — Астрахань: Астраханский государственный технический университет, 2020.

6. Кондратьев А. И., Худяков О. А., Попов А. Н. О необходимости внедрения беспилотных судов в торговый флот России // ТДР. — 2016. — № 6. — URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/o-neobhodimosti-vnedreniya-bespilotnyh-sudov-v-torgovyy-flot-rossii (дата обращения: 28.04.2021).

7. Поручения В. Путина по автономному судоходству // Seanews. — URL: https://seanews.ru/2020/12/22/ru-poruchenija-v-putina-po-avtonomnomu-sudohodstvu/ (дата обращения: 29.04.2021).

8. Проблемы и перспективы безэкипажных судов // Sudostroenie.info. — URL: www.sudostroenie.info/novosti/19589.html (дата обращения: 19.05.2021).

9. Пустохин Д., Клишина Е., Сухова Л. Диджитализация на рынке международной логистики // Логистика. — 2020. — № 11 (168). — С. 10–13.

10. Пустохин Д. А., Зайцев А. С. Логистические проекты с применением инновационных технологий // Логистика: современные тенденции развития: материалы XIX международной науч.-практ. конф. Редколлегия: В. С. Лукинский (отв. ред.) [и др.]. 2020. — С. 50–56.

11. Роботы выходят в море: зачем бизнесу беспилотные суда и почему они пока не могут работать без человека // ХАЙТЕК. — URL: https://hightech.fm/2019/09/12/robotssea (дата обращения: 30.04.2021).

12. Титов А. В. Оценка рисков эксплуатации безэкипажных судов. — Астрахань: Астраханский государственный технический университет, 2019.

13. Титов, А. В. Перспективы технологического развития и внедрения безэкипажных судов / А. В. Титов, Л. Баракат // Морские интеллектуальные технологии. — 2018. — Т. 1, № 3 (41). — C. 94–103.

14. Штаев, Д. В. Проект системы управления морским безэкипажным судном / Д. В. Штаев // Проблемы транспорта Дальнего Востока. Доклады научно-практической конференции. — 2019. — Т. 1. — С. 314–317.

15. Янчин И. А., Петров О. Н. К вопросу об автономных и безэкипажных судах: вызовы и преимущества для отрасли информационных технологий и телекоммуникаций // T-Comm. — 2020. — № 11. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-avtonomnyh-i-bezekipazhnyh-sudah-vyzovy-i-preimuschestva-dlya-otrasli-informatsionnyh-tehnologiy-i-telekommunikatsiy (дата обращения: 19.05.2021).

16. Cross J. F., G. Meadow Autonomous Ships 101 // Journal of Ocean Technology. 2017; 12 (3): 23–27.

17. Manne S., Lydia E. L., Pustokhina I. V., Pustokhin D. A., Parvathy V. S., Shankar K. An intelligent energy management and traffic predictive model for autonomous vehicle systems // Soft Computing — A Fusion of Foundations, Methodologies and Applications. 2021.

18. Yoon I., Blanke M., Henriques M., Bang J. A pre-analysis on autonomous ships // Technical University of Denmark. 2016. P. 1–27.

1. Akt pravitelstva Rossiiskoi Federatsii «O provedenii eksperimenta po opytnoi ekspluatatsii avtonomnykh sudov pod Gosudarstvennym fl agom Rossiiskoi Federatsii» ot 5 dekabria 2020 g № 2031 [Act of the Government of the Russian Federation «On conducting an experiment for the trial operation of autonomous ships under the State flag of the Russian Federation» dated December 5, 2020 No. 2031] // Sobranie aktov Prezidenta i Pravitelstva Rossiiskoi Federatsii [Collection of acts of the President and the Government of the Russian Federation]. (In Russ.)

2. Bezekipazhnoe sudovozhdenie, BES Bespilotnye morskie suda [Unmanned navigation, BES Unmanned seagoing vessels] // Tadviser URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ Article: Unmanned_boat,_BES (date of access: 29.04.2021). (In Russ.)

3. Bondarev V. A. Kontseptsiia upravleniia bezekipazhnymi sudami [The concept of management of unmanned vessels] / V. A. Bondarev, V. A. Volkogon, Yu. I. Nechaev, I. R. Ragulina Morskie intellektualnye tekhnologii [Marine intellectual technologies]. — 2020. — No. 4–2 (50). — P. 62–67. (In Russ.)

4. Kazachkov, S. Obzor rossiiskogo transportnogo sektora v 2019 godu [Review of the Russian transport sector in 2019] / S. Kazachkov, M. Samarin. — Moscow: KPMG, 2020. — 16–22 p. (In Russ.)

5. Kirillovna, M. A. Perspektivy razvitiia bezekipazhnykh sudov v Rossiiskoi federatsii [Prospects for the development of unmanned vessels in the Russian Federation] / M. A. Kirillovna, A. I. Rozhko. — Astrakhan: Astrakhan State Technical University, 2020. — 16–22 p. (In Russ.)

6. Kondratiev A. I., Khudiakov O. A., Popov A. N. O neobkhodimosti vnedreniia bespilotnykh sudov v torgovyi flot Rossii [On the need to introduce unmanned vessels into the Russian merchant fleet] // TDR. 2016. No. 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-neobhodimosti-vnedreniya-bespilotnyh-sudov-v-torgovyy-flot-rossii (date of access: 28.04.2021). (In Russ.)

7. Porucheniia V. Putina po avtonomnomu sudokhodstvu [V. Putin's instructions on autonomous navigation] // Seanews URL: https://seanews.ru/2020/12/22/ru-poruchenija-v-putina-po-avtonomnomu-sudohodstvu/ (date of access: 29.04.2021). (In Russ.)

8. Problemy i perspektivy bezekipazhnykh sudov [Problems and prospects of unmanned vessels] // Sudostroenie.info URL: www.sudostroenie.info/novosti/19589.html (date of access: 19.05.2021). (In Russ.)

9. Pustokhin D., Klishina E., Sukhova L. Didzhitalizatsiia na rynke mezhdunarodnoi logistiki [Digitalization in the international logistics market] // Logistika [Logistics]. 2020. No. 11 (168). P. 10–13. (In Russ.)

10. Pustokhin D. A., Zaitsev A. S. Logisticheskie proekty s primeneniem innovatsionnykh tekhnologii [Logistic projects using innovative technologies] // V sbornike: Logistika: sovremennye tendentsii razvitiia. Materialy XIX Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [In the collection: Logistics: modern development trends. Materials of the XIX International Scientific and Practical Conference]. Editorial Board: V. S. Lukinskii (editor-in-chief) [et al.]. 2020. P. 50–56. (In Russ.)

11. Roboty vykhodiat v more: zachem biznesu bespilotnye suda i pochemu oni poka ne mogut rabotat bez cheloveka [Robots go to sea: why do businesses need unmanned vessels and why they cannot work without a person yet] // HIGHTEK URL: https://hightech. fm/2019/09/12/robots-sea (date of access: 30.04.2021). (In Russ.)

12. Titov A. V. Otsenka riskov ekspluatatsii bezekipazhnykh sudov [Risk assessment of operation of unmanned vessels] / Astrakhan: Astrakhan State Technical University, 2019. — 12–20 p. (In Russ.)

13. Titov A. V. Perspektivy tekhnologicheskogo razvitiia i vnedreniia bezekipazhnykh sudov [Prospects for technological development and implementation of unmanned vessels] / A. V. Titov., L. Barakat Morskie intellektualnye tekhnologii [Marine Intelligent Technologies]. 2018. — Vol. 1. — No. 3 (41). — P. 94–103. (In Russ.)

14. Shtaev, D. V. Proekt sistemy upravleniia morskim bezekipazhnym sudnom [Project of a control system for a sea unmanned vessel] / D. V. Shtaev // Problemy transporta Dalnego Vostoka. Doklady nauchno-prakticheskoi konferentsii [Problems of transport of the Far East. Reports of the scientific and practical conference]. — 2019. — Vol. 1. — P. 314–317. (In Russ.)

15. Ianchin I. A., Petrov O. N. K voprosu ob avtonomnykh i bezekipazhnykh sudakh: vyzovy i preimushchestva dlia otrasli informatsionnykh tekhnologii i telekommunikatsii [On the issue of autonomous and unmanned vessels: challenges and advantages for the industry of information technology and telecommunications] // T-Comm. 2020. No. 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-avtonomnyh-i-bezekipazhnyh-sudah-vyzovy-i-preimuschestva-dlya-otrasli-informatsionnyh-tehnologiy-i-telekommunikatsiy (date of access: 19.05.2021). (In Russ.)

16. Cross J. F., G. Meadow Autonomous Ships 101. // Journal of Ocean Technology 2017. Vol 12 (No 3) P. 23–27.

17. Manne S., Lydia E. L., Pustokhina I. V., Pustokhin D. A., Parvathy V. S., Shankar K. An intelligent energy management and traffic predictive model for autonomous vehicle systems // Soft Computing — A Fusion of Foundations, Methodologies and Applications. 2021.

18. Yoon I. Blanke M., Henriques M., Bang J. A pre-analysis on autonomous ships // Technical University of Denmark. 2016. P. 1–27.

Морская индустрия непрерывно изменяется и совершенствуется, не переставая удивлять нас рядом революционных решений. Для морской деятельности создаются новые возможности посредством быстрого развития автономных систем и информационного-коммуникационных технологий (ИКТ). Проекты, которые когда-то казались невообразимыми, сегодня оказываются вполне реализуемыми, а впоследствии могут стать неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Один из ярких примеров — высокотехнологичная, перспективная идея создания безэкипажных грузовых судов.

Безэкипажное грузовое судно (БЭГС) — транспорт для перевозки различных грузов, товаров и материалов из одного порта в другой, не относящийся к пассажирскому классу, который может осуществлять движение в полуавтоматическом или автоматическом режиме, с частичным использованием экипажа или полностью без него, принимая свои собственные решения с использованием искусственного интеллекта [5].

В современном мире данная инновация становятся наиболее актуальной, ведь доля отправки грузов морским путем увеличивается с каждым годом. Подтверждением тому является проведенный нами анализ грузооборота морских портов Российской Федерации (РФ) по морским бассейнам в 2017–2019 гг., составленный по данным аудиторской компании КПМГ [4].

Российский грузооборот, осуществляемый морским видом транспорта, в 2019 г. составил 850,4 млн тонн и достиг прироста в 2,9 % по отношению к 2017 г. Отметим, что Азово-Черноморский бассейн — это единственный морской бассейн, который показал отрицательную динамику: в 2019 г. через его порты было перевалено 258,1 млн тонн, что на 5,2 % меньше объемов предыдущего года. Балтийский бассейн стал вторым по величине объема грузооборота в 2019 г. и показал прирост в 4,1 % с объемом перевалки в 256,4 млн тонн. В Арктическом бассейне к 2019 г. насчитывались объемы в размере 104,8 млн тонн, что на 13,5 % больше объемов 2017 г. Рост объема перевалки Дальневосточного бассейна — 6,5 %, объем грузооборота оставил 213,4 млн тонн. Говоря о Каспийском бассейне, ему также характерна положительная динамика грузооборота. Так, в 2019 г. объемы перевалки достигли 7,4 млн тонн, а показатель прироста составил 54,2 % (см. рис. 1) [4].

Для Цитирования:
Пустохина Ирина Валерьевна, Любко Ксения Сергеевна, Александрова Анна Сергеевна, Автономное судоходство в России. Лизинг. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: