Морская индустрия непрерывно изменяется и совершенствуется, не переставая удивлять нас рядом революционных решений. Для морской деятельности создаются новые возможности посредством быстрого развития автономных систем и информационного-коммуникационных технологий (ИКТ). Проекты, которые когда-то казались невообразимыми, сегодня оказываются вполне реализуемыми, а впоследствии могут стать неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Один из ярких примеров — высокотехнологичная, перспективная идея создания безэкипажных грузовых судов.
Безэкипажное грузовое судно (БЭГС) — транспорт для перевозки различных грузов, товаров и материалов из одного порта в другой, не относящийся к пассажирскому классу, который может осуществлять движение в полуавтоматическом или автоматическом режиме, с частичным использованием экипажа или полностью без него, принимая свои собственные решения с использованием искусственного интеллекта [5].
В современном мире данная инновация становятся наиболее актуальной, ведь доля отправки грузов морским путем увеличивается с каждым годом. Подтверждением тому является проведенный нами анализ грузооборота морских портов Российской Федерации (РФ) по морским бассейнам в 2017–2019 гг., составленный по данным аудиторской компании КПМГ [4].
Российский грузооборот, осуществляемый морским видом транспорта, в 2019 г. составил 850,4 млн тонн и достиг прироста в 2,9 % по отношению к 2017 г. Отметим, что Азово-Черноморский бассейн — это единственный морской бассейн, который показал отрицательную динамику: в 2019 г. через его порты было перевалено 258,1 млн тонн, что на 5,2 % меньше объемов предыдущего года. Балтийский бассейн стал вторым по величине объема грузооборота в 2019 г. и показал прирост в 4,1 % с объемом перевалки в 256,4 млн тонн. В Арктическом бассейне к 2019 г. насчитывались объемы в размере 104,8 млн тонн, что на 13,5 % больше объемов 2017 г. Рост объема перевалки Дальневосточного бассейна — 6,5 %, объем грузооборота оставил 213,4 млн тонн. Говоря о Каспийском бассейне, ему также характерна положительная динамика грузооборота. Так, в 2019 г. объемы перевалки достигли 7,4 млн тонн, а показатель прироста составил 54,2 % (см. рис. 1) [4].