Согласно статистике, наибольшую часть пожаров связанных с транспортными средствами приходится на легковые автомобили (см. табл. 1), так как они занимают больший процент от всех видов автомашин [8].
Причин возгорания транспортного средства (см. табл. 2) может быть множество, а именно:
—заводские недостатки конструкции;
— неправильная мойка двигателя;
— неправильное обслуживание ТС;
— взрыв аккумулятора;
— воспламенение от перегретого каталитического нейтрализатора;
— утечка бензина под капотом;
— замыкание проводки;
— зарядные устройства от «прикуривателя» и нештатные гаджеты;
— газовая система;
— курение в машине;
— авария;
— поджог;
— неумение использовать огнетушитель при возгорании, что приводит к большему пожару.
Везде, где есть опасность возгорания, должен быть соответствующего вида огнетушитель и автомобиль не является исключением.
Автомобильный огнетушитель — это первичное средство пожарной безопасности для ликвидации возгорания на начальном этапе.
Огнетушители бывают шести основных видов:
— водные;
— воздушно-пенные;
— воздушно-эмульсионные;
— порошковые;
— углекислотные;
— аэрозольные.
В законодательстве для большинства автомобилей разрешено использовать огнетушители как с порошковым, так и с зарядом на газовой или водной основе, но на практике водители выбирают между порошковым и углекислотным, так как огнетушители с веществом на основе воды в случае возгорания способно усугубить проблему, спровоцировав короткое замыкание. Ведь вода проводит электричество. Рассмотрим наиболее популярные и доступные в нашей стране виды автомобильных огнетушителей, а именно углекислотный и порошковый.
В основе работы углекислотного огнетушителя лежит жидкая углекислота под давлением внутри углекислотный баллона. По сифонной трубке она подаётся в раструб, превращаясь на выходе в углекислый газ. Очаг возгорания покрывается газом, который мешая доступу кислорода, и останавливает горение. Температура СО2 в этот момент составляет –70 °С.