По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.8:621.87

Автомобильный огнетушитель — первичное средство пожарной безопасности

Д. А. Божко аспирант, Уфимский университет науки и технологий, г. Уфа, Россия, e-mail: bozhko.dmitry.andreevich@gmail.com

Каждое транспортное средство из-за наличия в своей конструкции легковоспламеняющихся и взрывоопасных материалов, такие как топливо, масла, газ, пластмассы, электропроводка, которые еще и находятся относительно близко и в малом пространстве создают из машины пожароопасный объект. Следует отметить, при всем этом среднее время охватывания машины огнем 3–15 мин, что является очень быстрым показателем.

Литература:

1. Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 01.07.2011 №170-ФЗ // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115853/ (дата обращения 01.02.2023).

2. Технический регламент Таможенного союза. ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств»; // URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_125114/fb912286b5c44149bb594585163dbf84f712edb5/ (дата обращения 01.02.2023).

3. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_2709/ (дата обращения 01.02.2023).

4. Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. №1434 «Об утверждении Правил проведения технического осмотра транспортных средств» // URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_362810// (дата обращения 01.02.2023).

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) КоАП // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — №3. — Ст. 19.28.

6. ГОСТ Р 51057-2001 Техника пожарная. Огнетушители переносные. Общие технические требования. Методы испытаний: дата введения 25 октября 2001. — Москва: ИПК Издательство стандарто, 2002 год. — 30 с.

7. СП 9.13130.2009 СВОД ПРАВИЛ Техника пожарная ОГНЕТУШИТЕЛИ Требования к эксплуатации: дата введения 2009-05-01. — М.: ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2009. — 21 с.

8. Пожары и пожарная безопасность в 2021 году / В.С. Гончаренко, Т.А. Чечетина, В.И. Сибирко [и др.]. — Балашиха: ФГБУ ВНИИПО МЧС России, 2022. — 114 с.

9. Статистика пожаров в Республике Башкортостан / Официальный сайт Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан // URL: https://02.mchs. gov.ru/deyatelnost/profilakticheskaya-rabota-i-nadzornaya-deyatelnost/statisticheskiedannye/statisticheskie-dannye-svedeniya-o-chrezvychaynyh-situaciyah-pozharah-iih-posledstviyah-v-respublike-bashkortostan-rossiyskoy-federacii (дата обращения 01.02.2023).

10. Харисова З.И., Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К., Ишмеева А.С., Елизарьев А.Н., Губайдуллина И.Н. // Fire process –расследование пожаров // Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ 2022660543, 06.06.2022. Заявка №2022619900 от 27.05.2022.

11. Рахимгулов Н.И., Аксенов С.Г. К вопросу о техническом регламенте в области пожарной безопасности // Студенческий форум: 2021. №30(166). Электрон. научн. журн. URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/166/97531 (дата обращения 01.02.2023);

12. Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К. Чем и как тушить пожар // Современные проблемы безопасности (FireSafety 2020): теория и практика: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа: РИК УГАТУ, 2020. — С. 146-151.

13. АВТОСТАТ. Аналитическое агентство / Официальный сайт // URL: https://www. autostat.ru/research/product/438/ (дата обращения 01.02.2023).

Согласно статистике, наибольшую часть пожаров связанных с транспортными средствами приходится на легковые автомобили (см. табл. 1), так как они занимают больший процент от всех видов автомашин [8].

Причин возгорания транспортного средства (см. табл. 2) может быть множество, а именно:

—заводские недостатки конструкции;

— неправильная мойка двигателя;

— неправильное обслуживание ТС;

— взрыв аккумулятора;

— воспламенение от перегретого каталитического нейтрализатора;

— утечка бензина под капотом;

— замыкание проводки;

— зарядные устройства от «прикуривателя» и нештатные гаджеты;

— газовая система;

— курение в машине;

— авария;

— поджог;

— неумение использовать огнетушитель при возгорании, что приводит к большему пожару.

Везде, где есть опасность возгорания, должен быть соответствующего вида огнетушитель и автомобиль не является исключением.

Автомобильный огнетушитель — это первичное средство пожарной безопасности для ликвидации возгорания на начальном этапе.

Огнетушители бывают шести основных видов:

— водные;

— воздушно-пенные;

— воздушно-эмульсионные;

— порошковые;

— углекислотные;

— аэрозольные.

В законодательстве для большинства автомобилей разрешено использовать огнетушители как с порошковым, так и с зарядом на газовой или водной основе, но на практике водители выбирают между порошковым и углекислотным, так как огнетушители с веществом на основе воды в случае возгорания способно усугубить проблему, спровоцировав короткое замыкание. Ведь вода проводит электричество. Рассмотрим наиболее популярные и доступные в нашей стране виды автомобильных огнетушителей, а именно углекислотный и порошковый.

В основе работы углекислотного огнетушителя лежит жидкая углекислота под давлением внутри углекислотный баллона. По сифонной трубке она подаётся в раструб, превращаясь на выходе в углекислый газ. Очаг возгорания покрывается газом, который мешая доступу кислорода, и останавливает горение. Температура СО2 в этот момент составляет –70 °С.

Для Цитирования:
Д. А. Божко, Автомобильный огнетушитель — первичное средство пожарной безопасности. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2023;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала