Большинство организаций водоснабжения и водоотведения (далее – ВиВ) в России, нацеленных на внедрение инноваций, выбрало в качестве пути развития и повышения конкурентоспособности реализацию программ по реконструкции, модернизации и техническому перевооружению, в том числе для выхода на сопоставимые с мировыми лидерами показатели деятельности.
Опыт работы компании Schneider Electric и практика реализованных проектов демонстрируют, что одним из перспективных направлений повышения производственно-технологической эффективности организаций ВиВ является внедрение автоматизированных систем управления (далее – АСУ) на базе современных программно-технических разработок, позволяющее существенно улучшить водоснабжение городов и регионов, получить экономию энергии на подъем, транспортирование и обработку воды, сократить потребление химреагентов, существенно снизить потери воды и уменьшить число технологических нарушений и, как следствие, непроизводительных потерь от их последствий.
Путем обобщения современной практики формирования архитектур АСУ в качестве базовой может быть предложена система, включающая следующие основные иерархические уровни (в порядке восхождения):
1. Локальные контрольно-измерительные приборы и автоматика.
2. Серверы сбора данных, каналы связи и сетевое оборудование.
3. Центральный диспетчерский пункт (далее – ЦДП).
4. Система оперативного управления системой ВиВ (далее – СОУ).
5. Система энерготехнологического менеджмента (далее – СЭнМ).
Международным трендом является расширение требований к АСУ, которые непрерывно возрастают и выходят за рамки традиционных функций регулирования.
Современные АСУ являются эффективным инструментом управления предприятием, который должен обеспечивать показатели качества оказываемых потребителю услуг, оптимизацию работы сетей и сооружений, сокращение производственных издержек, повышение надежности управления технологическим процессом, достижение необходимого уровня безопасности и безаварийности технологического процесса, повышение качества процесса оперативного управления, уровня мотивации, условий труда и комфортности в работе оперативного и обслуживающего персонала.