* По материалам XXVII Международной научно-практической конференции «Технические науки — от теории к практике», г. Новосибирск, 2013.
Неудовлетворительное состояние охраны труда в РФ, медленные темпы снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования системы управления охраной труда, усиления деятельности по снижению уровня профессионального риска на производстве. «В связи с огромным объемом прямых и косвенных затрат, которые несут общество, предприятия и люди вследствие плохих условий труда, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, лучше и дешевле предотвращать их, чем выплачивать компенсацию ущерба и тратить средства на ликвидацию чрезвычайных ситуаций» [1].
В докладе Международной организации труда (МОТ), посвященном Международному дню охраны труда, отмечено: «Происходящие вследствие быстрой глобализации технические, социальные и организационные перемены на рабочем месте сопровождаются появлением новых рисков и вызовов. К новым рискам относятся воздействие электромагнитного излучения и психосоциальные риски» [2].
В соответствии с п. 3.1.1 инструкции МОТ «работодатели должны периодически осуществлять оценку опасностей и рисков для безопасности труда и здоровья, возникающих от опасных факторов окружающей среды, на каждом постоянном или временном рабочем месте, а также принимать меры контроля, необходимые для предотвращения этих опасностей и рисков или уменьшения их до минимального уровня» [3].
Для снижения этих рисков необходимо совершенствовать систему управления охраной труда, в первую очередь путем автоматизации ее функций.
Нормативно-правовой базой для разработки и применения СУОТ являются документы:
• Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
• Трудовой кодекс РФ;