Основные особенности совершения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского союза железнодорожным транспортом обусловлены вступлением в силу ряда документов: 1) Таможенный кодекс Евразийского экономического союза; 2) Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; 3) Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (ст. 165 НК России).
Принципиальная схема совершения таможенных операций при прибытии товаров на таможенную территорию Евразийского союза, применимая к основным видам транспорта, следующая. До прибытия товаров предусмотрено: 1) автоматическое получение предварительной информации; 2) автоматическое получение предварительной электронной транзитной декларации. После прибытия товаров в железнодорожный пункт пропуска предусмотрены: 1) «ручная» регистрация уведомления о прибытии товаров на основе электронного вида ПИ и предоставленных товаросопроводительных документов; 2) совершение таможенных операций при временном хранении товаров в железнодорожном пункте пропуска, если необходимо; 3) «ручная» регистрация электронной транзитной декларации, в том числе на основе предварительной ЭТД, если необходимо и выпуск; 4) разрешение на убытие товаров с территории железнодорожного пункта пропуска в случае их удаленного декларирования, например, в ЦЭДе.
В соответствии с Комплексной программой развития ФТС России на период до 2020 г. установлены ключевые показатели «10 шагов навстречу бизнесу», из которых хотелось бы напомнить о двух: 1) доля автоматически зарегистрированных электронных деклараций на импортируемые товары в 2020 г. должна достичь 99 %; 2) доля автоматически выпущенных электронных деклараций на импортируемые товары, поданных на товары участниками ВЭД низкого уровня риска, в 2020 г. должна достичь 80 %. Достижение намеченных планов даст наибольший эффект для упрощения таможенных операций в том случае, если большая часть таможенных операций, в том числе в железнодорожном пункте пропуска, будет осуществляться в автоматическом режиме. При этом отдельные таможенные операции, совершаемые в разных местах и в разное время, должны быть увязаны в единую цепь взаимосвязанных событий, а генерируемая информация — в единый свод данных о товарах и транспортных средствах. Аналогичный подход уместен и в отношении убывающих товаров.